Вторая волна IDM. Ниже радаров. Часть 2
Итак, продолжаем говорить о пластинках второй волны IDM, незаслуженно обделенных общественным вниманием. Первую часть читайте здесь.
Jetone “Autumnmonia” (Pitchcadet, 2000)
Канадец Тим Хекер (Tim Hecker) ныне считается ключевой фигурой современного эмбиента, а начинал с музыки значительно более ритмичной. «Autumnmonia» — классический IDM с многослойным хрустящим битом и минорными мелодиями по заветам Autechre времен альбома «Chiastic Slide» (в конце девяностых шутили, что вся североамериканская школа «умной электроники» выросла из одной-единственной пластинки). При этом следы взрослого звучания Хекера на «Autumnmonia» уже вполне проглядываются – в «Flowers No. 4» канадец размеренно и гармонично гудит, а в «Sputtertones» балуется с глитчевыми эффектами (привет будущему издателю Mille Plateaux). О последующих успехах канадца на амбиентном поприще и его длительном альянсе с лейблом Kranky знают все, но интересно то, что к проекту Jetone Тим с тех пор еще пару раз возвращался. Правда, записывал под этой маркой уже не IDM, а даб-техно.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
MAT101 “Goodbye Mum” (Balance Records, 1999)
В девяностые итальянцы сделали для становления IDM едва ли меньше, чем британцы, достаточно вспомнить Bochum Welt и братьев d’Arcangelo. Эстафету подхватил Марко Пассарани (Marco Passarani), а следом подтянулись и его приятели Марио Пьеро (Mario Piero) и Франческо Де Беллис (Francesco De Bellis). Как и полагается итальянцам, MAT101 обладали талантами мелодистов и, вопреки IDM-традиции, не любили предаваться меланхолии. “Goodbye Mum” полон скоростных треков, вдохновленных музыкой из старых компьютерных игр. Идеологически Франческо и Марио были близки восьмибитной тусовке, однако звучали при этом напротив нарочито мягко и породисто. Приставкам итальянцы предпочитали старые аналоговые синтезаторы. Однако продолжения у MAT101 не получилось. Любовь к танцевальной музыке в итоге взяла верх – вскоре Пьеро и Де Беллис запустили проект Jollymusic, мелькавший в клубных чартах (среди приглашенных вокалистов у Jollymusic были Erlend Oye и KT Tunstall). Параллельно Марио и Франческо завели похожие по звучанию сольные электро-диско проекты Raiders Of The Lost Arp и Francisco, в общем, к IDM больше не возвращались, а жаль.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Peter Benisch “Waiting For Snow” (Fax +49-69/450464, 1999)
Несмотря на то, что франкфуртский лейбл Fax издавал главным образом эмбиент (изредка разбавляя его злым немецким техно-трансом), редкие исключения в виде IDM-альбомов случались и тут. Самое яркое среди них – диск шведа Петера Бениша (Peter Benisch). Как и Пьеро и Де Беллисом, Бениш оставил куда больший след в клубной индустрии – в девяностые записывал техно с Адамом Байером (Adam Beyer), в нулевые в одиночку издавал трогательное мелодичное электро под именем FPU под крылом у Тиги (Tiga) на лейбле Turbo. Но для клабберов его пластинки всегда были чем-то обыденным, там швед не был властителем умов. Но стоило Бенишу, за плечами которого был классический музыкальный бэкграунд, сделать что-то для души, как к нему пришел пусть и очень локальный, но все же яркий успех. “Waiting For Snow” стал коллекционным раритетом практически сразу после выхода. Как и следует из названия, альбом вышел очень холодным. Арктические амбиентные аккорды в духе Bioshpere и мрачноватые струнные в духе Autechre “Amber” Бениш нанизывает на лязгающие металлические ударные, которые тонут в реверберации. Удивительным образом, в рамках этой концепции ему даже удается записывать хиты, восьмая часть WFS украсила бы любой сборник. Примечательно, что «Waiting For Snow» – фактически часть трилогии. У альбома есть не слишком удачный предшественник «Lindego» (1998) и весьма эффектное продолжение «Soundtrack Saga».
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Cloinc “Lonely Bits” (Sellwell Productions, 2001)
После того как Funkstorung получили контракт с !K7 и лейбл Musik Aus Strom резко сбавил темпы, Андре Эстерманн (Andre Estermann), и Ян «Electric Sheep» Брюнке (Jan Bruhnke) обосновались на мюнхенском лейбле под ироничным названием «продавайся хорошо». В течение года Андре успел издать сразу две великолепные пластинки – соло-альбом «Balloon» и лонг-плей Cloinc. Из существовавшей в тот момент IDM-традиции немцы выделялись тем, что музыку предпочитали абсолютно экстравертную. Быстрый фонтанирующий ритм, напичканный разнородными звуками как хорошая пицца, плюс простые, но моментально врезающиеся в память мелодические ходы. Что-то очень похожее в это же время в Англии пропагандировал Gimmik и его лейбл Toytronic. Только вот ни заклинание «продавайся хорошо», ни заложенный в музыку оптимизм, в итоге не сработали. Пластинка так и окажется последней для обоих участников дуэта.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
+One “Bare Necesseties” (Defocus, 2000)
Говоря о второй волне невозможно не упомянуть лейбл Defocus, весьма типичный для того времени, живший ярко и недолго (2000—2002). Defocus был детищем Клэр Поултон (Clair Poulton) – женщины, которой мы во многом обязаны продвижением всей этой IDM-истории. В девяностые Клэр руководила лейблом Clear (о котором, надеюсь, еще будет повод поговорить) и некоторое время работала с Ричардом Джеймсом на Rephlex. Клэр переманила с нет-лейблов Lackluster и Esem, а также приложила руку к карьерному взлету Джона Техады (John Tejada), ныне – клиента Kompakt. Самым неочевидным её подопечным был Шон Спенсер (Shaun Spencer), он же +One. Его единственный релиз проще всего охарактеризовать как развитие идей Black Dog – традиционные роландовские драм-машины, чуточку эйсида (вплоть до залетов на территории техно), неочевидные басовые секвенции и хитросплетение синтезаторных мелодий – зачастую алогичных, но почти всегда красивых. А самый, пожалуй, удивительный факт об этой пластинке состоит в том, что никому неизвестный IDM-альбом в начале нулевых перепечатали русские пираты, которые и Warp-то штамповали очень неохотно. Так что область охвата у музыки Шона может оказаться заметно шире предполагаемой.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Bonus:
Magnétophone “I Guess Sometimes I Need To Be Reminded Of How Much You Love Me” (2000, 4AD)
Вообще не упомянуть эту пластинку в разговоре о второй волне IDM было бы упущением. Этот релиз появился будто бы из пустоты там, где его точно не должно было быть. Конечно, модниться 4AD пытались уже тогда (Magnetophone в их каталоге соседствуют не только с Кирстин Херш и Таней Доннели, но и с GusGus и Thievery Corporation), но IDM это было определенно «ту мач». Собственно говоря, Мэтт Сандерс (Matt Saunders) и Джон Хэнсон (John Hanson) хоть и числились до этого в обойме лейбла Static Caravan, не были архетипическими айдиэмщиками (гиками-технарями, чьим первым и единственным инструментом был синтезатор). Скорее это была рок-группа, пришедшая к этому жанру в ходе долгих экспериментов. Как результат – Мэтт и Джон создали весьма самобытный звук. Лоуфайный, не так чётко структурированный как у коллег, но органический и по-своему очаровательный. Их ближайшими родственниками были Seefeel или даже My Bloody Valentine, и тем не менее «I Guess Sometimes…» был именно IDM-альбомом. Все же их последующие включая вышедший пять лет спустя диск «The Man Who Ate The Man» попадали уже под категорию лефтфилд-рока. Эксперименты и поиски британцы при этом не прекратили – в 2008-м Сандерс даже попробовал себя в дабстепе, выпустив сингл под именем Veil.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
-
Антон Рассказов
-
Николай Ульянов
-
http://www.facebook.com/nickzavriev Nick Zavriev
-
-
http://www.arrhythmiasound.com/review/vtoraya-volna-idm-nizhe-radarov-chast-1.html Вторая волна IDM. Ниже радаров. Часть 1 | Обзоры альбомов на Arrhythmia Sound