Вторая волна IDM. Ниже радаров. Часть 1
Вторая волна IDM (пришедшая после того как первыми программными релизами отметились Warp, Rephlex и SKAM и жанр сформировался в первом приближении) — явление во многом удивительное. В отличие от первой, вторая волна не только не породила звезд калибра Autechre или Squarepusher, но и практически не дала нам «культовых персонажей», чья популярность опирается на распространение через интернет. Тем не менее, именно во второй волне появилось немалое количество очень хороших релизов, которые либо незаслуженно забыты сейчас, либо прошли ниже радаров даже в момент выхода. Вашему вниманию предлагается попытка «восстановить справедливость» — список некоторых пластинок того времени, всячески заслуживающих возвращения к ним.
Прежде, чем перейти к первой порции «потерянных бриллиантов» — важное замечание. Выбор сугубо субъективен. Все это – не более, чем любимые пластинки автора этого материала (пусть кое-где я и опираюсь на всевозможные «топы» и «поллы»). Второе – вполне возможно, диски эти вам давно и хорошо известны, благо читатели у «Аритмии» подкованные. Как говорили музыканты группы ZX Spectrum Orchestra, общаясь к публике на фестивале Sonar, «You’re a bunch of geeks, aren’t you?».
Hab “Mapod” (Dot, 1997)
Шведский лейбл Dot открылся в 1997-м, когда «умная электроника» была на большом подъеме. Казалось, что у Dot есть всё для того, чтобы стать шведским ответом Warp или Ninja Tune. Тут прописались и выпустили отличные альбомы электрофанковый проект Quant, драм-н-бассист Friend и даже IDM-щик со стажем Metamatics, но особенно хорош был IDM-проект Hab, за которым стоял Ханс Карисссон (Hans Carisson). Альбом «maPOd», как и большинство «докомпьютерного» IDM уходил корнями к Аутекровской «Инкунабуле». Но не только к ней, но еще и к Beaumont Hannant и Higher Intelligence Agency. Мягкий неторопливый бит, булькающие синтезаторы плюс тёплые аналоговые «джуновские» пэды и лиды. Увы, Dot полноценно проработал всего пару лет и после пары неудачных попыток ребрендига, загнулся окончательно. А вот история Hab получила неожиданное продолжение – буквально год назад на украинском (!) нет-лейбле Kotangens Records у Кариссона вышел второй альбом. Музыка там ближе к техно, но почерк шведа вполне узнается.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Thug “Isolated Rhythm Chock” (Aural Industries, 1999)
Дебютный CD австралиец Тим Кош (Tim Koch) выпустил даже раньше, чем стал мелькать на сетевых релизах лейбла Monotonik. Известность «в узких кругах» диск получил благодаря IDM-мейлинг листу сайта hyperreal.org, активным участником которого был сам Тим. По звуку это был классический «мелодик», позже взятый на вооружение лейблами Merck, Defocus и Neo Ouija, слегка приправленный «интеллигентным техно» а-ля B12 или ранние Black Dog. Причем именно здесь Тим показал себя превосходным мелодистом. Позже Кош сделал неплохую карьеру, издавался на DeFocus, Merck и U-Cover, однако так красиво, как в 1999-м больше уже не звучал. Лейбл Aural Industries, просуществовав три года, тихо закрылся за ненадобностью – оба его питомца, Thug и Sense, получили контракты с европейскими издателями.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Epoq “Scintilla” (Surgery Records, 2002)
Еще один диск из Австралии. Джонатан Гейдж (Jonathan Gage) – воспитанник первых нет-лейблов Monotonik и Kahvi Collective. Издав там несколько коротких релизов, Джонатан выпустил единственный полнометражный альбом на австралийском лейбле Surgery. Самым известным их релизом была компиляция «Initial Release», где отметился весь цвет «второй волны IDM» от Fizzarum и Lackluster до CiM, Bauri и MD. Стилистически «Scintilla» больше всего напоминает Bola – это медленная и серьезная музыка с неочевидными гармониями, где надо всеми составляющими доминирует печальная струнная секция (электронного, разумеется, происхождения), хотя время от времени Джонатана заносит на территории Plaid. Увы, альбом не принес Гейджу не только славы, но и даже минимальной известности и на этом карьера австралийца фактически закончилась. Выпустив год спустя сетевую ЕР под псевдонимом Sable. Джонатан исчез с радаров окончательно.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Plod “Pillow Talk” (Worm Interface, 1999)
О шведском дуэте Plod заговорили после выхода в 1998-м самиздатного CDR под названием «O’Boy». Открывавший его трек “Markkinal” тут же получил среди читателей IDM-листа титул «самого красивого IDM со времен выхода «Incunabula» и «Amber». Влияние ранних Autechre тут в самом деле ощущалось, но о клонировании речи не было и близко. Вскоре шведы всплыли на лондонском лейбле Worm Interface, сначала всё с тем же треком «Markkinal» на сборнике «Alternative Frequencies 3» (в компании Freeform, Gescom и Solar X), а затем и полноценным альбомом. Диск вышел несколько неровным, но вещи на нем попадались ярчайшие. Шведы не злоупотребляли звуковыми наворотами, звучали чуть наивно и основной упор делали на меланхоличные «кавайеые» мелодии. «Om Man Blеs Dom i Nosa sе Nys Dom» (судя по всему, непереводимая игра слов) ухитрился по красоте даже переплюнуть «Markkinal». После этого Plod исчезли из виду – их сайт то и дело сулил реформирование группы и выход нового материала, на Myspace появилась пара демо-треков, однако до релизов дело так и не дошло.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Boulderdash “We Never Went To Koxut Island” (Artelier Music, 2000)
Не то шведский, не то шведско-немецкий дуэт, названный в честь древней компьютерной игры, выпустил единственный альбом на ничем не примечательном лейбле, перебивавшимся с даунтемпо-сборников на переиздания Muslimgauze. Bolderdash продвигали популярный на рубеже десятилетий IDM с хип-хоповой начинкой (привитый Boards of Canada), но трактовали его достаточно вольно. Среднетемповые ритмы они то резали и хитро сбивали, то свинговали на джазовый манер, то ускоряли до брейкбита. В мелодическом плане Даниэль Скаборн (Daniel Skaborn), и Ханс Мёллер (Hans Möller) тоже вроде бы придерживались канонов «интровертной меланхолии», присущей IDM-пластинкам того времени, но переплетали многочисленные минорные темы весьма изящно. Нишевая пресса альбом дружно нахваливала, треки Скаборна и Мёллера звучали в многочисленных тематических радио-шоу, но продолжения история не получила. Следы Даниэля после этой пластинки вообще теряются, а вот Ханс позже сделал неплохую карьеру – в середине нулевых он вместе с Михаэлем Цорном (Michael Zorn) записал два отличных альбома для лейбла CCO под именем Boy Robot.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Вторая волна IDM. Ниже радаров. Часть 2
Метки: idm, oldschool-
Антон Рассказов
-
http://www.facebook.com/adasheveleva Ada Shevelëva
-
http://twitter.com/VlasovAnton Inoy
-
-
-
hot_sausage
-
http://www.arrhythmiasound.com/review/vtoraya-volna-idm-nizhe-radarov-chast-2.html Вторая волна IDM. Ниже радаров. Часть 2 | В центре внимания на Arrhythmia Sound