James Bernard «Unreleased Works 1994—1999»
В последнее время Джейс Бернард все больше и больше становиться для меня ориентиром в музыке 90-х годов. Последние недели я только и делал, что слушал его «Unreleased Works 1994—1999», три CDr диска, выпущенные им самим спустя 10 лет после дебютного альбома «Atmospherics» с чудесного лейбла Rising High Records в 1994 году. Они вышли на небольшом лейбле «James Bernard Music» в 2005, ограниченным тиражом в 25, лично пронумерованных и подписанных Джеймсом, экземпляров. На сегодняшний день один такой экземпляр под номером 17 продается на Discogs стоимостью €130.19. История издания весьма прозаичная: однажды Джеймс зашел на «OldSchool Lovers forum» и прочитал, что его альбом «Atmospherics» фанаты oldshool очень высоко ценят и считают одним из ключевых в середине 90-х. Джеймс был приятно удивлен и тронут, и обмолвился, что, мол, у него имеются DAT кассеты с неопубликованным материалом тех лет. Услышав это, пользователи форума набросились на музыканта, (юзер на Discogs в этом моменте употребляет слово «bersek»), так что Джеймсу ничего не оставалось делать, как копаться в своих старых файлах и публиковать эти записи. Получилось три компакта.
Бернард пишет, что «Disc 1 is ambient, Disc 2 is downtempo/ambient and Disc 3 is very leftfield and experimental», в целом, конечно, это так. Но для меня это все ассоциируется с тегом классическое ambienttechno 90-х годов, выходившее, в первую очередь, на лейблах FAX, (особенно первый диск), Beyond, Apollo, Rising High Records. Три с половиной часа саунда из прошлого столетия без каких либо ориентиров: кроме слуха и сознания при прослушивании такой музыки зацепиться Вам будет не за что. Название треков отсутствует, есть лишь порядковые номера, красивое оформление диска тоже. На суд слушателя представлены лишь музыка с 10-ти летней выдержкой.
Первый диск, десять композиций. Первая половина треков — размытые звуковые пейзажи в стиле ambient. Если бы фотографии пустынной и каменистой поверхности Луны или Марса чудесным образом преобразовать в музыку, что звучала бы она, мне кажется, именно так. Обдуваемая солнечным ветром каменистая поверхность планеты, свободный горизонт для прищуренного взгляда, и тишина, забравшаяся в каждую щель и в каждую впадину инопланетной земли. Первый диск, на мой скромный взгляд, смело бы подошел к изданию на лейбле FAX в середине 90-х. И что характерно, например, третья композиция, UW A03, звучит очень похоже на совместную работу Пита Намлука и Амира Абади, «Omid / Hope», с первого сплита двух электронщиков «Silence».
UW A06, UW A07, UW A08 напоминают IDM 90-х, причем IDM неокрепший, если можно так выразиться, но интересный. Разве что UW A06: повзрослевшая и отбросившая робость композиция «in», заглавная с альбома Brothomstates «Claro». Из всего этого выбивается UW A09. 2-х минутная зарисовка в духе dark ambient или даже industrial. Тревожная и нагнетающая атмосфера, словно глубинные и самые темные переживания Джеймса, над охраной которых буквально на две минуты потеряли контроль, и они едва не вырвались наружу свирепыми черными драконами. Но следующая 10-ти минутная UW A10 возвращает нас под сень золотой эпохи ambienttechno 90-х годов, переливами она напомнила мне Space Time Continuum. Музыка, под которую парят облака в солнечный и неспешный денек.
Второй диск, девять композиций. Буквально сразу, во втором треке, Джеймс предупреждает нас: «Next time lose yourself in a jungle of ambient sounds...». И если первый диск это именно ambient, то второй ритмом не обделен. Музыка плещется протяжными волнами, по 7-9 минут каждая. Здесь мне особенно понравились две композиции. Первая, это единственная пятиминутная зарисовка UW B04, с глубинным, словно из-под воды идущим битом, напомнившая мне прекраснейший трек от Solar Quest – «Save The Whale»(о нем я рассказывал в Я_like_50), мягкое ритмичное ambienttechno, а также звучание немецкого downtempo проекта Enigma.
Вторая, трек UW B07, девятиминутное путешествие по оврагам памяти. Долгое ambient начало, с тревожным, не успокаивающимся и пульсирующим звуком на горизонте, на третьей с половиной минуте разрывается грязным техно ритмом, чтобы на 6 минуте полностью замолчать. Переосмыслить. И стартануть с чистейшей атмосферой, семплами детей, ощущением радости. Третья часть этого девятиминутного произведения словно говорит мне: я хочу жить! В последнем UW B09 иногда прорываются семплы из «Incunabula», или мне это показалось?
Третий диск, еще 9 композиций. Первые шесть треков слушателям покажутся не выбивающимся из общей концепции второго диска. То есть различия есть, но не коренные. Интересная ритмика и много атмосферы. Да, именно атмосферы: нередко треки разыгрываются после нескольких минут протяжной и много слоевой ambient подложки. Местами прямой ритм UW C03, UW C04. А вот последний три композиции и есть тот самый experimental, о котором предупреждал Джеймс. Думаю, неподготовленные слушатели, услышав это, подумают, что автор получает, или наоборот подает позывные на край Вселенной или занимается написанием саундтрека к sci-fi фильму. Выворачивающийся гул, низко и высокочастотные сигналы, словно беседы R2-D2 с себе подобными, всевозможные пикалки и пищалки, проплывающие мимо дроны, помноженные на эхо, создают впечатления альбома от Raster-Noton.
После прослушивания мне все равно осталось непонятно, почему работы такой красоты и такого «следования» корням не были выпущены в тех самых 1994—1999 годах, что заявлены в названии? Скомпоновать часовой альбом более чем из трех часов музыки не составило бы труда. Эти работы потрясающей глубины и качества! Создается впечатление, что нужно быть предельно самокритичным, чтобы не выпускать это в пик популярности данного направления, и очень серьезно подходить к делу. Либо же быть провидцем: чувствовать, что через 10 — 15 лет слушатели, фанатевшие от подобной музыку в 90-е, будут тосковать по тому самому звучанию и многое отдадут, чтобы снова вернуть ощущения первого трипа от подобной музыки.
А что касается упоминания «Unreleased Works 1994—1999» обзоре «Atmospherics», и моей фразы на этот счет «очень сложно прыгнуть выше собственной головы, сделать новый прорыв или хотя бы остаться на уровне», то я хотел бы сказать, что Джеймс никуда и не прыгал, он, по крайней мере для меня, сам стал этим уровнем.
p.s. И последнее: при подготовке этого материала нашел много интересной музыки на страничке Джеймса на Soundcloud. От редких треков с EP до новых миксов другого, более ритмичного проекта Influx. Но больше всего мне понравился альбом, что Джеймс написал для своей супруги Николь. Он называется «My Beautiful». Дело в том, что Николь была в больнице, и Джеймс хотел поднять этой музыкой ей настроение, улучшить ее самочувствие. Он пишет, что она слушала это все время, находясь в больнице.
Я считаю, это самое прекрасное: сочинять музыку для любимого человека. Это история настолько тронула меня, что я хотел бы вам поставить одну композицию с этого альбома, она так и называется «My Beautiful», и она прекрасна!
Метки: ambient, ambient-techno, idm