Steve Moore «Light Echoes» (Cuneiform, 2012)
Породистую ретро-электронику Стив Мур и его группа Zombi играют, фактически, с первых дней существования, то бишь, с начала нулевых. Их ранние записи звучали как синтез хоррор-саундтреков в духе Джона Карпентера (John Carpenter) или Goblin с прог- и спейс-роком. Но поскольку с гитарной музыкой в Америке дела обстоят куда лучше, чем с электроникой, Мур и его бессменный барабанщик Энтони Патера (Anthony Paterra) были известны скорее в пост-металлической тусовке и часто появляясь в компании таких групп, как Red Sparrowes и Isis. Потратив несколько лет на то, чтобы преодолеть силу тяготения собственной тусовки, Zombi тем не менее вышли на орбиту, и вот тогда парней просто прорвало. Вдобавок к совместной деятельности, Мур и Патера принялись записывать множественные сольники. Энтони запустил собственный проект Majeure, в котором шел по стопам классических Tangerine Dream, Мур пустился в исследование ретроградской синтезаторной музыки от итало-диско (в этой ипостаси он зовется Gianni Rossi) до эмбиента.
В конце концов, Стив подписался на матёрый прог-роковый лейбл Cuneiform – на нем издавались, например, Univers Zero и Soft Machine, однако и электроники здешнее начальство совсем не чуралось. На «Light Echoes» никаким прог-роком даже не пахнет, перед нами классическая ретроградская электронная пластинка. Только вот откуда муровская электроника произрастает, понятно не сразу. На первый взгляд, тут явно торчат семидесятнические уши – бесконечные арпеджио с эхом и максимально холодные гармонии. Бескрайние космические пейзажи, голубоватый свет далёких звезд, и ничего человеческого. Но нет, это не прямая ностальгия по классическим работам Tangerine Dream и Клауса Шульца (как у Majeure, который, к слову, вот-вот издаст новый альбом) и не оммаж Жану Мишелю Жарру (Jean Michel Jarre), каковым был диск Мура «Primitive Neural Pathways». Тут дело пахнет девяностыми. «Light Echoes» идеально вписался бы в каталог лейбла FAX года, этак, 1994-го, по соседству с дисками Оливера Либа (Oliver Lieb) или Доктора Атмо (Dr Atmo). Ингредиенты вроде бы те же, что и в семидесятые (жирные пэды с медленно раскрывающимися фильтрами, арпеджио на высоких нотах, остинатная низкочастотная пульсация), но звук плотнее, насыщеннее, басовитее. К тому же американец, как и его немецкие вдохновители, не стесняется репитативности – это в некотором роде тоже транс в его первозданном виде, не ориентированный на танцы. Кстати, если в других ипостасях Стива Мура все чаще проскальзывал танцевальный бит, то в «Light Echoes», кажется, нет вообще ни одного перкуссионного звука.
Длина альбома – тоже из девяностых. Сейчас все, кажется, уже забыли о том, что такое пластинка длиннее сорока пяти минут, а тут – все семьдесят, причем треков всего шесть. Самый длинный из них, «Ancient Shorelines II» длится аж 28 минут и не утомляет ничуть. Тут в пору вспоминать эмбиент-опусы вроде «Project 80» от Cabaret Voltaire или «Hymn» от Dreamfish. Если искать у “Light Echoes” современные аналогии, это конечно будет «Where You Go I Go Too» Линдстрема (Lindstrom). Не столько по форме (норвежец все же играет танцевальную музыку), сколько по динамике – бесконечные кольца, медленное поступательное развитие и треки по 10-30 минут. Звучит всё это просто превосходно, и единственное, чего остаётся пожелать – чтобы такие диски все же не были каплями в море, а породили бы уже наконец какое-то space-revival движение.
Метки: ambient, electronic, electronica, space-
Л.К.