Simon Pyke «Collisions» (Freefarm Records, 2012)
«Возрожденческие» жанры всегда устроены сходным образом – взяв за исходную точку какой-то довольно узкий подвид жанра исконного, его новая ветвь развивается так, будто всего остального многообразия и не существовало. Так, например, весь пост-панк ревайвал (в подавляющем большинстве – танцевальный и героический) вырос из единственного трека Joy Division “Disorder”. Медленных и депрессивных банд вроде The Fall для деятелей пост-панк ренессанса будто бы и не существовало. Очень похожая история сейчас происходит и с возрождением краут-рока. Из краута оригинального неокраут позаимствовал главным образом ритмический рисунок («motorik beat») и эволюционировал в довольно бодрую, частенько – вполне откровенно танцевальную музыку. Сегодняшний неокраут в массе своей напоминает прокачанную версию трека Neu! “Isi”, что ничуть не умаляет его достоинств – и оригинал взят достойный, и продолжатели у него нашлись талантливые. Вокруг обновленческого краут-рока уже образовалась довольно широкая (от британцев Fujiya & Miyagi до исландцев Apparat Organ Quartet) сцена и теперь к ней постепенно подключаются новые артисты, причем порой – самые неожиданные.
Саймон Пайк (Simon Pyke) долгое время был известен исключительно в IDM-тусовке. Под псевдонимом Freeform он с середины девяностых издавался на Warp, Skam, Musik Aus Strom и Worm Interface, что уже можно воспринимать как самую лучшую рекомендацию. В начале нулевых Пайк потихоньку начал поискивать вдохновения на стороне – стал сдвигаться в сторону экспериментального звука и даже съездил в Китай и Вьетнам, после чего записал пластинку по следам того, что там увидел и услышал. Но его «генеральной линией» так и оставался хорошо узнаваемый свингованный IDM. Однако золотая жила мало-помалу исчерпывалась и необходимость в новых путях вставала всё острее. В результате, выдержав паузу, Саймон наконец сменил имя (вернее, попросту отказался от псевдонима) и выпустил пластинку, звучащую совсем по-иному.
Первое, на что обращаешь внимание в 23-минутном миниальбоме «Collisions» — тот самый «моторик бит». Уши краут-рока, что называется, торчат отовсюду. Помимо репитативных барабанных петель, есть тут чуточку этники (Китай и Вьетнам не прошли даром). Второй план почти целиком состоит из атональных партий, по которым сразу и не поймешь, перкуссионные они или мелодические. Ну а на первом – пульсирующая текстура, в которой проще всего усмотреть сходство со Стивом Райхмом (Steve Reich). Особенно очевидна эта параллель в «Epic Tenori» (вместе с «Motion Motion» эта вещь тянет на статус главной на ЕР), где бита уже практически нет, а вот повторяющихся партий для скрипок и разного рода маримб – хоть отбавляй. Наконец, в «Distraction Techniques», которая пластинку закрывает, усматривается параллель уже с немецкой группой To Rococo Rot – людьми тоже не слишком далекими от краут-рока. Тут инструментальный набор уже вполне соответствует термину «индитроника» — простой барабанный рисунок, отчетливая бас-гитара и короткие «тренькающие» партии гитары и синтезаторов, то и дело развернутые задом-наперед. Трудно сказать, насколько эту запись оценят любители классического Пайка времен «Human» и «Elastic Speakers», но в отрыве от контекста слушается этот «миньон» замечательно. Интересно, будет ли у него полнометражное продолжение.
Метки: electronic