Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

Лучшие альбомы 2016: места с 66 по 34

Автор: | 29.12.20163 комментария | просмотров 1 400

Во второй части альбомной сотни по-прежнему доминирует IDM, брейнденс и ретро-электроника, но их тотальное господство слегка разбавлено джазом, поп-музыкой и одним знаменательным возвращением рок-героев.

66. Paul Haslinger “Halt and Catch Fire” (Not On Label)
Австралиец Пол Хаслингер во второй половине 80-х входил в состав Tangerine Dream, а затем сделал головокружительную карьеру в кино и игровой индустрии. На его счету несколько десятков саундтреков, среди которых серия вампирских ужасников «Другой мир» и боевик «Смертельная гонка». «Halt And Catch Fire» – тоже саундтрек, но в отличие от предыдущих работ Хаслингера, это музыка не оркестровая, а электронная. Пол словно отмотал плёнку на 30 лет назад и записал диск, который бы идеально вписался в дискографию TD где-нибудь между «Hyperborea» и «Le Parc». Как-то так и должно выглядеть возвращение к истокам.

65. Mogwai “Atomic” (Rock Action)
Еще один саундтрек, на этот раз к документальному фильму о всевозможных ядерных катастрофах. Как ни странно, альбом не то, чтобы мрачный, скорее серьезный и величественный (странно было бы ждать другого от шотландских пост-рокеров). Интересно, что Mogwai много лет заигрывали с электроникой, но как-то осторожно — выпустят один электронный сингл, а потом резко сдают назад. “Atomic” это как раз долгожданное погружение, уверенный шаг куда-то в сторону Zombi. Пластинка, в которой клавиш и синтезаторных струнных как минимум не меньше, чем барабанов и гитар.

64. Pinkshinyultrablast “Grandfeathered” (Club AC30)
У нового альбома главной отечественной рок-группы последних лет есть ровно одна проблема: он вышел в тот момент, когда никто еще толком не наслушался первым. “Grandfeathered” — прямое продолжение “Everything Else Matters”, то есть светлый и гармоничный, но при этом очень плотный и шумный шугейз с “эфирным” женским вокалом, поющим неразборчивые тексты на труднооопределимом (на самом деле это английский) языке. Различия разве что в том, что формы стали сложнее, здесь уже не обошлось без явного влияния мат-рока.

63. Public Service Broadcasting “The Race for Space — Remixes” (Test Card Recordings)
Оригинальный “The Race For Space” был настолько хорош, что еще раз проэксплуатировать эту идею ремиксами даже не грешно (а в этом году у группы вышел еще и концертный альбом с тем же материалом). Ремиксы, конечно, в массе своей танцевальные, а значит, на альбоме не без провалов. Но частенько это тот случай, когда кашу маслом не испортишь. К примеру, от превращения в итало-диско обновленческий краут только выигрывает. Три самые удачные версии это “Go” в исполнении Kauf и Errors (из двух нью-диско версий даже трудно выбрать лучшую), а также “Sputnik” Петара Дундова.

62. Cмерть в летнюю полночь “Непредсказуемость” (Southern City‘s Lab)
Самый, пожалуй, загадочный фигурант сотни — российский музыкант Роман Зорин, на счету которого огромное количество музыки, изданной под разными псевдонимами, главным образом всяческого дрон-минимализма. На этот раз Романа внезапно занесло куда-то в эмбиент-джангл середины девяностых, владения T-Power, 4 Hero и Дока Скотта. Учитывая, что такой музыки и тогда-то было мало, а сейчас так и вовсе нет, звучит “Непредсказуемость” как прекрасное откровение.

61. VA “III” (030303)
Брейнданс и его производные в этом году как-то особенно радовали. Какзалось бы, жанру уже под два десятка лет, но именно в 2016-м он то ли достиг небывало высокой точки развития, то ли просто отлично вписался в окружающий музыкальный контекст. Третья компиляция голландских эйсид-ретроградов — превосходный шоукейс, демонстрация разных граней жанра, этакий “united colors of braindance”. Брейнданс клонится то в сторону хауса по чикагским лекалам, то к электро, то к диско, то оборачивается почти трансом, но все эти личины связывает сходный звук и общая эстетика.

60. Dan Lissvik “Midnight” (Smalltown Supersound)
Отец шведского балеарик-диско, участник группы Studio и продюсер Mary Onettes и Young Galaxy выпускает второй альбом под собственным именем. Главные отличительные черты музыки Лиссвика — минимализм, центральным инструментом на фоне которого становится квакающая гитара. В итоге, “Midnight” звучит так, словно треки Boney M отдали на растерзание Ли “Скрэтч” Перри, который первым делом убрал оттуда всё лишнее (включая, разумеется, вокал), а затем прокачал ритм-секцию и положил сверху порцию дабовых эффектов.

59. Soulsonic “Between Worlds” (Cold Tear Records)
У литовца Эвальдаса Азбукаускаса сразу три активных проекта — под именем 101 он записывает электро и брейнданс, под Giriu Dvasios — даб-техно, а как Soulsonic — музыку, которую можно очень условно охарактеризовать как IDM. “Between Worlds” с одной стороны напоминает модную в 2010-х космо-электронику (предыдущий диск “Cosmos” был прямо образцом жанра), с другой “докомпьютерный” IDM середины 90-х с его чуть наивными мелодиями, аналоговым звуком и ритм-секцией из перегруженных драм-машин сэмплированных брейков.

58. Natalie Beridze “Guliagava” (Monika Enterprise)
Выпустив в прошлом году отличный фортепианный альбом, Натали Беридзе возвращается к индитронике, а заодно и на лейбл Monika, где под началом Гудрун Гут она выпустила уже не одну отличную пластинку. “Guliagava” — изысканная и замысловатая по форме песенная индитроника, главное отличие которой от более старых работ TBA — явная тяжеловесность аранжировок. Музыкальная драма строится вокруг тлеющего конфликта между подчеркнуто легкими и воздушными голосом и фортепиано с одной стороны и нарочито тяжеловесными, почти индустриальными барабанами и басом с другой. Звучит всё вместе затейливо и даже красиво, но местами тревожно и нервно.

57. Tourist “U” (Monday Records)
После серии отличных ЕР, ремиксов для поп-звезд калибра Chvrches и Years & Years, а также «Грэмми» за работу с Сэмом Смитом британец Уильям Филлипс решил наконец записать альбом. «U» прекрасен тем, что Уильям совершенно не пытается угодить широкой аудитории. Это лёгкая и оптимистичная, если не сказать веселая пластинка на грани хауса и герриджа без всяких попыток играть поп-музыку. Никаких поющих звездных гостей, а вокал, где есть, нарезан на мелкие кусочки (то замедленные, то разогнанные), да и ритмы чуть сложнее того, под что готов плясать посетитель среднестатистической дискотеки. Кажется, именно такой и должна быть клубная электроника.

56. SubtractiveLAD “Nucleus” (Not On Label)
После семи альбомов для лейбла n5MD, канадец Стефан Хаммель решил издавать музыку самостоятельно, и в этом сольном плавании не теряется. “Nucleus” идеально вписался бы на лейбл Timesig к Аарону Фанку, это типичный для 2016-го hardware-IDM, целиком выстроенный вокруг живых экспериментов в синтезаторами, живущими своей жизнью и рыхлого и сырого аналогового звучания. Разница в том, что поставив себя в такие условия, довольно трудно не пожертвовать мелодиями. SubtractiveLAD с этой задачей отлично справляется, с точки зрения композиционной красоты “Nucleus” даст фору даже его более старым записям.

55. Francesco Tristano “Surface Tension” (Transmat)
Люксембургский пианист Франческо Тристано сделал себе имя, исполняя на рояле электронную классику вроде Autechre и Джефа Миллса. С одним из авторов этих пьес, Дерриком Мэем Тристано с тех пор сдружился настолько, что Мэй подписал Франческо на свой техно-лейбл Transmat и выступил на «Surface Tension» соавтором большинства треков. Этот альбом и впрямь расположен чётко на стыке двух дисциплин, довольно утилитарного техно и фортепианной неоклассики. На одном полюсе – хмурые минималистичные «стучалки» вроде «Infinite Rose», на другом – почти рейв-боевик «Pacific FM», который не затерялся бы в сете у Тиесто (Tiesto) и кавер на инструментальный хит Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto) из фильма «Счастливого рождества, мистер Лоуренс». На выходе получается этакий «Kiasmos здорового человека» – с прицелом на широкую аудиторию, но без сентиментального романтизма.

54. Eric Prydz “Opus” (Universal)
В моем пантеоне танцевальных продюсеров Эрик Придз удачно заменил Пола Ван Дайка, которого я в девяностые тоже любил и жаловал. Мегаломанский сборник треков Pryda фигурировал у меня в аналогичном топе 4 года назад, так что уж первый полноценный лонг-плей за всю его карьеру проехать мимо сотни не мог никак. Вообще, несмотря на свою, пусть и косвенную, принадлежность к презренному жанру EDM, Придз нынче в фаворе — играет на Сонаре будущим летом и водит дружбу с Four Tet. Дело возможно в том, что EDM окончательно ушел в поигрывание мускулами (то есть ударными и басами), а швед остается последовательным мелодистом. К тому же, “Opus” это почти транс, а транс в 2016 это новый чёрный.

53. My Vitriol “The Secret Sessions” (Not On Label)
Со своим альбомом-долгостроем британские основоположники нью-гейза едва ли не переплюнули MBV и Крафтверк, но в итоге уложились всего-то в 15 лет и вернулись в тот момент, когда все только и делали, что умирали. Ситуацию правда несколько отягощает то, что “Secret Sessions” — не совсем новый альбом, а сборник переработанных старых вещей, но раз уж этот материал нигде раньше не светился, то зачтём и так. Музыка тут вполне подстать уходящему “тяжелому високосному”, мрачная и тягучая, почти гранжевая. Ничего подобного “Always Your Way” тут нет, да и странно было бы ждать. Но несмотря ни на что, это самый настоящий My Vitriol. Год назад было ощущение, что его мы уже никогда не услышим.

52. Roel Funcken “Iridium Flare” (Funcken Industry)
Один из братьев Функен, похоже, на время наигрался с бас-музыкой и решил выпустить пластинку, идейно близкую к ранним работам Funckarma. Это стопроцентный IDM — пусть и не лишенный кое-где модных плавающих бас-линий, но в остальном идеально отвечающий концепции “борьба ритма и мелодии”. Да и по звучанию (мрачная, почти индустриальная ритм-секция плюс меланхоличные клавиши) “Iridium Flare” изрядно напоминает “Parts” и “Solid State”. Не этого ли мы ждали полтора десятка лет?

51. Ethernet “Outside Of Time” (Carpe Sonum Records)
Дип-эмбиент года. Малособытийная, но завораживающе атмосферная психоделическая пластинка, где всё гудит, шумит, журчит и переливается. Коллажный эмбиент, в котором ингредиентов уже не разделяешь, всё звучит единой обвлоакивающей кашей, в которую ты с наслаждением погружаешься. Идеальный саундтрек к долгим перелётам или поездкам в транспорте.

50. Kaitlyn Aurelia Smith & Suzanne Ciani”FRKWYS Vol. 13. Sunergy” (RVNG Intl)
Сюзен Чиани, похоже, дождалась звездного часа – с неё наконец сняли ярлык «нью-эйдж» и вспомнили, что лет сорок назад она была едва ли не самым видным клиентом мастера синтезаторов Дона Буклы. Теперь Чиани возвращается к истокам и издаёт амбиентно-синтезаторную пластинку вместе с другой продолжательницей идей Буклы, молодой выпускницей музыкального колледжа Беркли, Кэтлин Аурелией Смит. Хороша эта запись еще и тем, что в отличие от большинства «модулярщиков», дамы играют на этих адских машинах не шумовой авангард, а вполне себе музыку с мелодией и гармонией.

49. E-Musikgruppe Lux Ohr “Live At Roadburn 2014” (Adansonia Records)
Прекрасные финны, идущие по стопам Tangerine Dream семидесятых, выпустили в этом году сразу две пластинки, студийную и концертную. Обе хороши, но концертная даже лучше. Электроника берлинской школы для живого исполнения подходит прекрасно, и в таком виде обретает какой-то нерв и непредсказуемость, которых порой недостает в чётко запрограммированных студийных версиях (недаром многое из berlinschule 70-х писалось как раз живьем, в один дубль).

48. Tycho “Awake (Remixes)” (Ghostly International)
Хорошие ремикс-альбомы в последнее время на вес золота — примерно две трети оказываются скучным клубным порожняком, но Тайко идет другой дорогой и не разочаровывает. Чиллвейв, индитроника, заторможенное диско и даже эмбинет-джангл — всё это с любовью и пониманием оригинала. Самый лучший ремикс, как обычно, сделал один из наименее звездных авторов — музыкант Nitemoves, резидент лейбла Moodgadget.

47. µ-Ziq “RY30 Trax” (Planet Mu)
Парадинас продолжает расчехлять архивы, и выпустил в этом году целых два альбома старого материала. И если “Aberystwyth Marine” меня совсем не впечатлил, то “RY30 Trax” — это как раз классический u-Ziq середины девяностых с дурашливыми мелодиями, тёплым звуком и хрустящими перегруженными барабанами.

46. Tim Hecker “Love Streams” (4AD)
Начав с IDM, канадский электронщик медленно, но верно двигался в сторону гудящего амбиентного минимализма. Примерно к рубежу нулевых и десятых Тим достиг в этом жанре высшей точки и мало-помалу снова стал насыщать музыку событиями. «Love Streams» – пожалуй, еще эмбиент, но уже совсем не дроун. Здесь звучит хор, записанный в Исландии под руководством Йохана Йохансона и Бена Фроста и расхлябанно-блуждающие клавиши Кары-Лиз Ковердейл, а по настроению и структуре пластинку можно сравнить с ранними коллажами Oneohtrix Point Never. Есть ощущение, что на новой для себя территории Хекер осваивается, и альбома через два-три мы услышим от него в этом жанре нечто грандиозное. А пока можно с интересом понаблюдать за процессом преображения. Всё, за что берется канадец, выходит как минимум интересным.

45. Christian Kleine “Coreal” (Not On Label)
Еще одно очень удачное возвращение. Экс-участник дуэта Herrmann & Kleine и резидент лейбла City Centre Offices довольно долго не находил себе место в новой реальности, а потом решил-таки продолжать делать то, что у него лучше всего получается, а именно классический IDM. “Coreal” — третья в серии его самиздатных пластинок и, пожалуй, самая удачная чуть ли не во всей дискографии. Кристиан приятно похрустывает ударными и оптимистично позвякивает клавишами. Нечто подобное вполне мог издать бы Merck или даже Toytronic.

44. VA “Visions” (Mystic & Quantum)
Mystic & Quantum — лейбл Виктора Рамоса aka Vagon Brei, которого особенно внимательные гики помнят по релизу на леговельтовском лейбле Strange Life Records. C тех пор Рамос успел выпустить с десяток альбомов и подписать на свой лейбл таких персонажей, как DMX Krew и 36, а на эмбиент-сборник и вовсе рекрутировать сборную всех звезд — Legowelt, Alek Stark, 36, Kettel, Carbon Based Lifeforms и всё тот же DMX Krew, слышать от которого эмбиент одинаково необычно и приятно.

43. David Morley “The Origins Of Storms” (Carpe Sonum Records)
Год назад Дэвид Морли выпустил отличную пластинку на грани электро и IDM, а теперь вдохновляется Конрадом Шницлером и погружается в секвенсорную аналоговую электронику. “The Origins Of Storms” — пластинка холодная и начисто лишенная сентиментов, но от этого не менее красивая. Музыка бездонного космоса, которой решительно чуждо всё человеческое.

42. School Of Seven Bells “SVIIB” (Full Time Hobby)
Что-то есть правильное в том, чтобы так вот попрощаться светлой и оптимистичной пластинкой. Бена Кёртиса нет на этом свете уже два года, но песни он успел сочинить и частично аранжировать еще до болезни. А запись Элли заканчивала уже при участии Джастина Мельдаля-Йонсена, который работал еще с M83. В результате, песня “Open Your Eyes” — вообще лучшая вещь в истории группы, этакий “Love Will Tear Us Apart” эпохи нью-гейза.

41. Pet Shop Boys “Super” (x2)
“Super” — очевидно самый неровный альбом в длинной дискографии PSB. Половину треков хочется удалить в ужасе, но после этой хирургической операции перед нами оказывается великолепная ЕР. Ну и “Pop Kids” это, как ни крути, одна из лучших поп-песен 2016-го.

40. Oval “Popp” (Uovooo)
Вернувшись после долгой паузы, Маркус Попп поставил себе нешуточную задачу, перейти из категории “современных художников” (а все его ранние работы воспринимались скорее как арт-объект, где главное не звук, а технология его создания) в “чистые” музыканты. И самое удивительное, что с этой задачей Попп с блеском справился. “Popp” (который он сам описывает как фантазии на тему клубной музыки) “работает” сам по себе, без всяких пояснений и инструкций. Это действительно довольно ритмичная пластинка, где сверху на ударные положены многослойные коллажи из мелко нарезанных сэмплов. Сложные по форме, но звучащие не просто стройно, но где-то даже и мелодично.

39. Boulderdash “Pro Time Killers” (DataDoor Records)
Музыкальный год без “новообретенного” альбома, потерянного 10, 20 или 30 лет назад — бесцельно потраченное время. В этот раз невод принес нам второй диск Boulderdash, “широко известного в узких кругах” шведского IDM-дуэта начала нулевых. “Pro Time Killers” — продолжение их замечательного дебюта “We Never Went To Koxut Island”, не больше, но и не меньше. То есть классический IDM, построенный на затейливых и насыщенных деталями ритмических рисунках и сентиментальных мотивах, уведенных на задний план, в серую зону полутонов.

38. Post Industrial Boys “Unintended” (Karaoke Kalk)
Георгий Дзодзуашвили — один из “большой троицы” музыкантов (вместе с Тусей Беридзе и Nikakoi), которые нанесли Грузию на мировую карту электронной сцены. И если Туся и Ника за это время перепробовали себя во множестве разных жанров, то Гоги методично гнет свою линию тихой песенной индитроники. Задумчивые и слегка отстраненные песни под гитару и фортепиано упакованы в электронные аранжировки, где смешиваются цифровая перкуссия и звуки синтезаторов середины прошлого века.

37. Justice “Woman” (Because Music)
Люблю Justice, ничего не могу с собой поделать. Когда вышел первый сингл с этой пластинки “Safe And Sound”, я его буквально закрутил до дыр. Хор, слап-бас и жирные струнные в одном треке действуют на меня примерно так же, как на нормального человека — котенок, щенок и енот на одной картинке. Альбом, конечно, не весь так хорош, но стилистически выдержан, а это главное. Justice вернули к жизни тупиковую ветвь развития музыки, появивишйся в 80-е гибрид арт-рока и диско. В 2016-м, когда повсюду минимализм, звучит эта “музыка излишеств” как удивительное откровение.

36. Shura “Nothing's Real” (Polydor)
Одна из очень редких поп-пластинок, запавших в душу в 2016-м. За певицей Шурой (которую кто-то из журналистов метко прозвал “фенозепамовой мадонной”) я слежу уже не первый год, альбом она писала долго и обстоятельно, но как оказалось, не зря. “Nothing’s Real” — ностальгический поп под восьмидесятые, похожий не то в самом деле на раннюю Мадонну, не то на группу Wilson Phillips. Совсем без влияния R&B не обошлось, но его тут ровно столько, чтобы не взбесить ярых противников жанра вроде меня.

35. The Comet Is Coming “Channel the Spirits” (Leaf)
Саксофонист Шабака Хатчингс (однажды приезжавший в Москву в составе Red Snapper) — мой новый герой в мире “молодежного” джаза. Я уже заслушивался его проектами Sons of Kemet (которых в этом году удалось даже посмотреть живьем в Стокгольме) и Melt Yourself Down, но “Комета” уделывает и то, и другое. Здесь контекстом для импровизаций Хатчингса становятся электроника и краут-рок — бесконечно повторяющиеся ритмические петли и синтезаторы откуда-то из шестидесятых, по заветам Silver Apples и Жан-Жака Перре.

34. VA “Touched 3” (Touched — Music For Macmillan Cancer Support)
417 треков и почти двое суток звучания — такой массив данных, через который уже не продраьтся. Остается только формат “гадания на IDM-сборнике” — ткнуть в случайное место и надеяться, что фишка ляжет. Удач тут великое множество — от загадочного проекта BAIKAL, похожего одновременно на Шнаусса и Кома Труза и новых треков Bola и d’Arcangelo до IDM-иконы, композиции Марка Франклина “Release To The System”, которая наконец увидела свет не в ремиксе Beaumont Hannant, а в оригинале.Memex “Memory Index” (Carpe Sonum Records)

Метки: , , , , , , , , ,
  • http://facebook.com/profile.php?id=100001265167174 Andrey Erzin

    Ого, упустил создание Mystic & Quantum, при том, что Vagon Brei еще в 2015 году я много и с удовольствием слушал.

  • http://vk.com/id140400765 Артём Киселёв

    Приятно было увидеть в списке Рому Зорина.

    The Comet Is Coming затёр до дыр.)

    Visions Compilation by Mystic & Quantum пропустил. Спасибо за наводку.

  • https://plus.google.com/100702699966428311828 Philipp Pirozhkov

    Touched слушается как беспроигрышная лоторея. Удивительно и приятно, сколько артистов отдали туда действительно отличные треки.

    +One, наверное, довольно обидно, что он пошел по алфавиту.