Лучшее в 2020, места 67-100 + переиздания
Нижняя часть сотни, как обычно, самая разнообразная – тут есть и поп-альбомы, и наоборот какие-то слишком экспериментальные записи чтобы слушать их десятками раз. Тут же есть некоторое количество новых имен, а также есть несколько пластинок российских исполнителей. Но прежде, чем перейти непосредственно к альбомной сотне – важный для этого года «выделенный сюжет».
2020 в большой степени оказался годом переизданий. С одной стороны, на виниле наконец выпустили какие-то классические альбомы, либо на виниле не выходившие вовсе, либо ставшие сумасшедшими раритетами – это и бокс-сет Global Communication, и отдельно взятый альбом Reload, и Abfahrt Hinwil, и HIA, и The Primitive Painter. С другой – активно велась работа по «выкапыванию» из архивов музыки менее известной, но от этого не менее интересной. К моей необычайной радости, волна архивных поисков дошла наконец до электроники девяностых, и тут из переизданий даже удается почерпнуть для себя немало нового. Поэтому в рамках большого топа отдельный врез посвящается именно таким релизам.
5. VA «DE10.01 — DE10.10» (De:tuned)
Бельгийский лейбл De:tned – явление удивительное хотя бы тем, что играет по собственным правилам. Издаются здесь чаще всего короткие виниловые компиляции по 3-4 трека с нереально звездным составом (FSOL, Jedi Knights, Sun Electric, HIA, Deepchord, Monolake, As One, Blu Mar Ten, David Morley, Lone, B12 и так далее и так далее), да еще подавляющее большинство материала на этих сборниках – эксклюзив. Перевалив рубеж в 10 релизов, De:tuned решили переиздать всё это в виде бокс-сета, который в материальном виде, разумеется, тут же разлетелся по предзаказам, но к счастью, вся эта музыка доступна в цифре.
4. Rrine «Eaciv+» (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Альбом загадочного электронщика (тот случай, когда музыкант вроде бы и не скрывается сознательно, но при этом его присутствие в медиа примерно нулевое), выпущенный самиздатом в 2005-м и спустя 15 лет переизданный на Touched с целым диском бонусного материала. По звучанию «Eaciv+» – идеальный пример IDM середины нулевых. Звук «высокой четкости» с обилием к деталям, хрустящий бит, завораживающе красивые эмбиент-текстуры и немного глитча. Где-то рядом – Phonem, Arovane или даже Brothomstates. Cлучись этой записи выйти, скажем, на Morr Music или на n5MD, была бы сейчас во всех возможных all-time idm-топах.
3. VA «Still In My Arms. Compiled by Bayu and Moopie» (A Colourful Storm)
Заботливо собранная ди-джеями, коллекционерами и подкастерами из Австралии краткая антология мелодичного IDM «второй волны», т.е. самого начала нулевых. Все треки не просто ранее изданные, но и довольно известные, на роль «потаенного бриллианта» тянет разве что Boc Scadet, но и тот фанатам неплохо известен. В остальном – нетленная классика: Gimmik в разных вариациях, Plod, Bauri, MD, Lackluster и тому подобное. Но чёрт возьми, как же всё это хорошо звучит!
2. VA «IDMEMO — A Future of Nostalgia» (Above Board)
Сборник «эмоционального IDM» (вот вам и легитимизация термина, который уже лет 20 как ходит в тусовке) в двух частях от двух диджеев-коллекционеров, Владимира Ивковича и Ивана Смагге. Ни того, ни другого мы вроде бы напрямую с IDM не ассоциируем, но исключительно потому, что музыка эта очень редко звучит в клубах, а всех известных диджеев мы знаем именно по тому звучанию, которое они несут на танцполы. Подборка, как и следовало ожидать, выше всяких похвал – тут и «нетленная классика» (Beaumont Hannant, Black Dog, Passarani, Seefeel в ремиксе Autechre и Slowdive в ремиксе Reload), и штуки куда менее известные — The Marcia Blaine School for Girls, Zugzwang, Beautyon и 7 Hurtz. Есть даже трек Intergalactic Federation с FAX (оба альбома этого проекта тоже были переизданы в этом году, правда на CD) и неизвестно как попавшие в эту компанию Spiritualized. Слушается на одном дыхании – не то, что ни одного слабого трека, а ни одного слабого момента нет.
1. VA «Virtual Dreams» (Ambient Explorations In The House & Techno Age, 1993—1997) (Music From Memory)
Удивительное ощущение, когда на твою улицу вдруг приходит тренд. Music from memory (любимый и почитаемый и до того) добрался до эмбиент-техно и прочей чиллаутной музыки девяностых. По мне так это вообще лучшие звуки в мире — я примерно всю свою жизнь что-то такое собираю, да в общем и играю, и вот эта компиляция — тот случай, когда треки вроде бы и не суперизвестные для широкой публики, но буквально каждую вещь знаешь наизусть и почти всё есть на виниле, если оно там выходило и на cd, если не выходило. Обожаемые Rising High (Bedouin Ascent я в этом году пропагандировал у себя в фейсбуке, пребывая в полной уверенности, что до него никто никогда не доберется) и FAX, Global Communication в разных ипостасях (наконец-то кто-то вспомнил про Link и Pulusha, которые ничем не хуже чем GC) и Тейлор Дюпри до того момента как он ушел в глитч. В общем, если вам нужен краткий экскурс в эту эпоху – не проходите мимо.
Ну а теперь — основной топ, 100 лучших альбомов 2020.
100. Oneohtrix Point Never «Magic Oneohtrix Point Never» (Warp Records)
В последнее время очень моден термин «deconstructed club», объединяющий довольно разную музыку, полученную путем переосмысления клубных клише при помощи пост-модернистских приемов. По аналогии, новый диск Дэниэла Лопатина вполне можно было бы охарактеризовать как «deconstructed pop». Альбом, по словам самого Лопатина, вдохновлен микстейпами с радио хитами, которые сам Дэниел составлял в детстве. В качестве такого источника представляешь себе что-то вроде саундтрека к первой части «Стражей Галактики», и кажется этот ориентир недалек от истины. На альбоме довольно много отсылок то к Принсу и Майклу Джексону (для пущей убедительности в качестве сопродюсера и приглашенного вокалиста на пластинке участвует The Weeknd, с которым Лопатин сдружился во время записи саундтрека к «Uncut Gems»), то к Van Halen (препарированный хард-рок у Лопатина стал появляться еще на «Garden of Delete»), то к звуковой дорожке из сериала «Miami Vice», то к облегченному арт-року семидесятых. При этом фирменные техники OPN вроде странных вокодеров, коллажно-сэмплерного сюрреализма или барочных струнных и клавесинов тоже на месте. В результате, пластинка вышла несколько неровной (абстрактные интерлюдии порой затянуты, да и поп-треки хороши далеко не все), но как минимум, «Magic» в разы лучше, чем предшествующий ему «Age Of».
99. Oval “Scis” (Thrill Jockey)
Пионер глитча Маркус Попп заслуживает восхищения хотя бы тем, что на тридцатом году карьеры не просто продолжает искать новый звук, но и находит его. «Scis» – плотный многослойный коллаж, в котором есть с одной стороны дигитально препарированные фортепиано, струнные и музыкальная шкатулка, с другой – нагромождение шумовых текстур в духе Matmos – шелеста, скрипа, шуршания, жужжания и прочих, казалось бы, немузыкальных, но зачастую тональных звуков, которые будучи сложенными в правильном порядке дают композиции прямо-таки симфоническую мощь. Сведено это нагромождение при этом максимально аккуратно – каждый звук в этом полотне различим, детализация просто фантастическая. Ну и наконец, под весь этот убермаксимализм подложен замысловатый, но не лишенный танцевального грува синтетический бит. Внутри всей этой громадины при этом спрятана вполне яркая доступная музыка, но чтобы до неё докопаться нужно прилагать усилие. Этакий IDM-2020, сделанный так, будто Aphex Twin и Autechre просто не существовало.
98. Yumi Zouma «Truth Or Consequences» (Polyvinyl Records)
Я так и остаюсь во мнении, что лучшая запись прекрасного инди-поп коллектива из Новой Зеландии – это их «track by track» кавер-версия альбома Oasis «What's The Story Morning Glory», но и собственные их песни заслуживают внимания примерно всегда. В «Truth Or Consequences» есть всё, за что мы любим поп-музыку – отличные мелодии, приятный супермягкий звук, где есть место и гитарам, и синтезаторам и, главное, чувство этакой сладко-горькой ностальгии.
97. Jake Schrock «Omnibus» (Medical Records)
Американская синт-сцена интересна во многом тем, что выросла на других корнях по отношению к европейской. Здесь чуть меньше ценят итало и немецкий kosmische и чуть больше – музыку к кинофильмам «категории Б» откуда-то из середины восьмидесятых и доморощенный library music, впитанный как-то неосознанно, в шопинг-моллах, дайнерах и на заправках. В музыке Джейка Шрока (который известен знатокам по релизу на Holodeck под крылом у Кайла Диксона и Майкла Стайна) всё это чувствуется – тёплый синтезаторный звук, чуточку кассетного тумана и мелодии как бы на полутонах, без слишком уж навязчивых ходов. Уже не чиллвейв, но еще не диско и не спейс-электроника. Отдельный разговор про ритмы – здесь что ни трек, то новая картина. «Grey Skies» – этакий «медляк», «Deep Sea» –туманно-синтезаторное «ча-ча-ча», «Gewitter» – чуть ли не неокраут, «Home Alone» – чистой воды электро, а «Wormhole» – слоу-диско в итальянском духе. Настоятельно рекомендуется всем, кто любит Com Truise, но подустал от его однообразности.
96. VA «Remixes» (Analogical Force)
К юбилейному, тридцатому релизу мадридский лейбл Analogical Force, витрина современного эйсида и брейнденса, решил выпустить сборник в формате «ремиксы всех на всех». И если исходники треков – строго от резидентов лейбла, то авторы ремиксов – это в основном приглашенные звезды: Plaid, Humanoid, Om Unit, Venetian Snares, Radioactive Man и так далее. В последнее время Analogical Force стал слегка съезжать в слишком уж форматный самоподобный звук, но этот сборник явно призван это ощущение развеять. Dgohn, например, превращает трек братьев д'Арканжело в меланхоличный и сверхдетализированный IDM в духе первых двух альбомов Telefon Tel Aviv. Да и Om Unit ходит где-то неподалеку. Plaid, напротив, выдают бронебойную «кислотинушку мать» с чистым модерновым звуком и суетливой канителью ритмических рисунков. Вторая часть альбома при этом звучит уже более традиционно для AF – брейкбит, электро, чуточку прямой бочки, неизменные повизгивания TB-303 и теплое ретро-звучание. И если слышать такое от Radioactive Man, EOD или Humanoid вполне привычно, то появление в этой роли Konx-Om-Pax, пожалуй, сюрприз.
95. Resilience «Forgotten World» (Carpe Sonum Records)
Carpe Sonum в последнее время нечасто балует релизами, но с качеством тут как обычно полный порядок. Resilience – новообразованный дуэт Саймона Мэтьюза и Эрика «The» Тейлора, который в этом году, можно сказать, оккупировал каталог лейбла – в феврале на Carpe Sonum вышел его сольник, а следующим релизом здесь заявлен его дуэт с Миком Чилледжем. Как и полагается двум резидентам главного форпоста эмбиент-консерватизма, Resilience свято блюдут традиции эмбиент-сцены середины девяностых. Более статичные и менее насыщенные событиями треки отсылают прямиком к Shades Of Orion и другим коллаборациям Пита Намлука и Тецу Иное, а в редких моментах, где появляется пульсирующий бас и некое подобие ритма, вспоминается уже Spacetime Continuum, Irresistible Force или Syzygy. Запись очень ретроманская и ностальгическая (что в XXI веке давно стало нормой), но красивая невероятно.
94. Yppah «Sunset In The Deep End» (Future Archive Recordings)
Американец Джо Корралес-младший более 10 лет был подписан на Ninja Tune, а в последнее время прибился к независимому, но перспективному лейблу Future Archive (где также издаются Sun Glitters, SNJR, Arms & Sleepers и еще один экс-клиент Ninja Tune Blockhead). И если Arms & Sleepers с каждой новой пластинкой всё дальше уходит от своего звука в пользу модной ломоты а-ля Flying Lotus, то Yppah методично двигает свою тему – этакий «дрим-гейз» на хип-хоповом бите. В каком-то смысле эту же делянку возделывает и Tycho, но Скотт пытается как бы соединить бит и гитары с клавишами в единую текстуру, а у Yppah музыка как бы держится на двух независимых опорных конструкциях. С одной стороны – бодрый и «борзый» groovy-бит, будто на дворе середина девяностых и электронщики с упоением осваивают сэмплеры AKAI, с другой – совсем уж мечтательные и бестелесные гитары, голос и электроника. Баланс между компонентами соблюдать непросто, поэтому время от времени «нью-эйджевость» побеждает, но чаще Джо всё же удается усидеть на двух стульях и получить самобытный гибрид.
93. Leandro Fresco & Rafael Anton Irisarri «Una Presencia En La Brisa» (A Strangely Isolated Place)
Фреско и Иризарри – музыканты в хорошем смысле предсказуемые. От них всегда знаешь, чего ожидать, но при этом слушая каждую новую пластинку, будь то дуэт или сольные записи одного или другого, думаешь «ну как же это хорошо». «Una Presencia En La Brisa» (буквальный перевод – «Присутствие на ветру») – печальный и величественный эмбиент, где все события уведены куда-то на задние планы. Все инструменты сливаются в единое полотно, а струнные и рояль едва пробиваются из-за почти неподвижного глубокого баса, долгого эха и кассетного шипения. Это похоже на лесной или горный пейзаж, который едва просматривается за снегопадом – так же завораживающе красиво и так же статично.
92. Deserta «Black Aura My Sun» (felte)
Шугейзовый соло проект Мэтью Доти, в нулевые известного по пост-роковой команде Saxon Shore. Стены гитар, еле слышный вокал и космические клавиши, доля которых заметно выше, чем в принято по канонам жанра. Начинается прямо до отчаяния меланхолично, но к середине альбома Мэтью слегка отпускает и там он уже не чурается ни мажорных аккордов, ни энергичного краут-рокового бита. Музыка немного не для карантинного года, но так ведь она и вышла в январе.
91. Ital Tek «Outland» (Planet Mu)
Экс-флагман интеллектуального пост-дабстепа сохранил прописку на влиятельном лейбле, но звучание своё тоже изменил почти до неузнаваемости. Если на прошлом альбоме Алан Майсон исследовал территории мрачных постиндустриальных саундтреков а-ля Трент Резнор, то теперь заинтересовался тем, что другой его коллега Venetian Snares метко охарактеризовал как «traditional synthesizer music». На «Outland» мы слышим мелодичные и абсолютно классические по форме (настолько, что «Open Heart» звучит как ripoff «Лунной сонаты») синтезаторные пьесы, ближайшими ориентирами для которых оказываются Алессандро Кортини и Катерина Барбьери. Конечно, Майсон не был бы собой, если бы время от времени не норовил придавить слушателя тяжеленными битом и басом, но даже это не лишает альбом ощущения воздуха и высоких сводов над головой.
90. Lisa Bella Donna «Odyssey» (LIVE ACTS)
О существовании Лизы Белла Донны я узнал благодаря компиляции «Portals» (о которой позже), но как оказывается, у неё есть и отличные альбомы. «Odyssey» – это прог-спейс электроника, не только выстроенная по всем канонам жанра (длинные треки, арпеджио, виртуозные соло-"запилы"), но и записанная исключительно на семидесятническом арсенале (ARP 2600, ARP Odyssey, ARP Omni, ARP String Ensemble, Хаммонд, Фарфиса, Мелотрон и так далее). От большинства коллег Лизу отличает более заметное присутствие человеческого фактора – это не просто эксперимент по воссозданию формы, а еще и работа очень эмоциональная. Жарра, Вангелиса и Томиты здесь не меньше, чем Шульце и прочего «берлинского холода».
89. Nicolas Jaar «Cenizas» (Other People)
Nicolas Jaar «Telas» (Other People)
Николас Хаар, похоже, просто вынес всю танцевальную музыку в отдельный проект Against All Logic, а под собственным именем теперь издает всякого рода «синематику». На «Cenezas» — хор, почти баховский религиозный минор. Дальше – препарированный испаноязычный фолк, фортепиано с духовыми, снова хор и чуть ли не барочный клавесин. И все эти красоты – будто бы из-за стены, вторым планом. А на первом – скрип, скрежет, лязг железа и прочий саунд-дизайн, то и дело образующий некое подобие грува. Ну а к концу пластинки Николас и вовсе уходит куда-то во владения поздних Radiohead. «Telas» оказывается продолжением первой части. Снова абстрактная фолктроника (еще вы еще не забыли это слово) – духовые, щипковые струнные, позвякивание перкуссии, шелест и шорох (для записи всего этого акустического великолепия Николас специально пригласил музыкантов), при этом всё это не столько звучит единым ансамблем, сколько собрано в пёстрый рвано-лоскутный коллаж. И если на «Cenizas» Николас еще кое-где «держал форму» и время от времени включал бит или затевал печальную песню, то «Telas» (четыре длинных трека общей длиной около часа) – уже совсем импрессионистское полотно. Мелодий и гармоний Николас еще не чужд (хотя порой они и теряются за акустическим саунд-дизайном), но вот структура уже совсем плывёт и рассыпается. Тем приятнее звучат этакие микропьесы традиционной формы, то и дело норовящие материализоваться из тумана и так же внезапно в нем исчезнуть. Кажется, так могли бы звучать FSOL, случись им родиться лет на двадцать позже.
88. Simon Posford «Flux & Contemplation — Portrait Of An Artist In Isolation» (Twisted Records)
Британец Саймон Посфорд – живая легенда транс-сцены. Он заслуженно считается одним из пионеров псай-транса и псай-чилла, а пластинки его проектов Shpongle, Celtic Cross, Mystery Of The Yeti и даже Halucinogen во второй половине 90-х – начале 2000-х входили в «дежурный набор культурного человека, проявляющего интерес к электронике». Однако с тех пор Саймон заметно сбавил темп и музыку издавал скорее «для внутреннего пользования», то бишь для изолированного в себе транс-комьюнити. На этом фоне новый альбом (первый, который Посфорд издает под своим паспортным именем) можно считать возвращением к истокам. Здесь мы слышим фирменную неторопливую транс-эмбиент психоделию с тёплым и мягким звуком, совсем без злоупотребления тяжелой цифровой бочкой с одной стороны и восточными мотивами с другой. Конечно, про этот альбом едва ли напишет «Питчфорк», но тем, кто когда-то любил пластинки Саймона, а потом потерял его из виду, точно не стоит проходить мимо.
87. Group Modular «Time Masters» (Som Recordings)
Group Modular – дуэт двух заслуженных израильских электронщиков, Марки Фанка и Mule Driver. Вместе они играют довольно экзотическую смесь из краут-рока (то тут, то там слышны отсылки к Stereolab), сёрфа, саундтреков к фильмам второй половины прошлого века (тут вспоминаются то Лало Шифрин, то и вовсе Зацепин с «Тайной третьей планеты») и электроники конца шестидесятых, которую еще принято называть термином moog music. Круто уже тем, что решительно непохоже на то, как принято сейчас делать электронику (в том числе и модульную), но даже и без бонусов за оригинальность формы пластинка совершенно сногсшибательная.
86. Sunken Foal «Hexose» (Countersunk)
Данкан Мерфи когда-то был клиентом Planet Mu, но дело было в далеком 2008-м и долго этот союз не продлился. Мерфи продолжил играть вроде бы немодный IDM, открыл у себя в Дублине лейбл и промо-группу Countersunk и развернул бурную деятельность, выпуская примерно по пластинке в год, как сольно, так и в разного рода дуэтах и коллаборациях. При этом Мерфи – совсем не из консерваторов, звучание у него современное и цифровое, с обилием к мельчайшим деталям и тщательной проработкой акустического пространства. А IDM в его понимании – совсем не та музыка, что издавалась, к примеру, на Merck или Toytronic, не говоря о раннем Warp. Более экспериментальные вещи выдержаны в эстетике Editions Mego (вспоминаются чуть ли не Second Woman), более мелодичные напоминают поздних Plaid, c которыми Данкана роднит умение собрать цепкую мелодию из совсем, казалось, бы алогичного набора звуков.
85. Pantha du Prince «Conference of Trees» (Modern Recordings)
Выход из плоскости, из собственного синтетического мира, дается электронщикам непросто. Стоит записать пластинку с оркестром или даже просто использовать живые инструменты, как магия тут же исчезает. В случае с Хендриком Вебером, к счастью, всё происходит ровно наоборот – техно у него выходит довольно ординарное, но стоит немцу выйти за рамки электроники, например, объединиться с ансамблем Bell Laboratory, как случается чудо. «Конференция деревьев», концептуальный альбом посвященный лесу – как раз такая история. В этот раз для записи альбома использованы звучащие объекты (куски дерева, металла и камня), хитроумные инструменты вроде «русских поющих колоколов» (толстых металлических листов, висящих на деревянной раме), а также виолончель, маримба и вибрафон. Всё это записано живым ансамблем, а небольшое количество электроники составляет здесь лишь едва заметный хребет, «матрицу», как определяет это сам Вебер. В результате «Conference of Trees» более всего похож на сочинения современных академических композиторов, а особенно хороши в нем более ритмичные треки со сложными «неевропейскими» рисунками. Это, конечно, еще не произведения Брайана Феринхоу для ударных, но вектор уже заметен.
84. Maria Teriaeva «Conservatory Of Flowers» (Hidden Harmony)
Второй соло-альбом главной в Москве энтузиастки модульных синтезаторов Дона Буклы. Проблема нынешней модульной сцены в том, что чаще всего на этих синтезаторах исполняют или совсем уже шумовой импров (который хорош живьем, но многое теряет в записи), или же какую-то конвенциональную электронику (условное техно), для которого использование модуляров – очевидная пальба из пушек по воробьям, всё же модульные машины – особый тип инструментов, который хорошо раскрывается лишь в определенных жанрах. В этом смысле Маша как раз умело обходит подводные камни и идет скорее по стопам Кейтлин-Аурелии Смит. «Conservatory Of Flowers» привлекает балансом между сложностью (хитросплетением секвенций и затейливыми ритмическими рисунками в духе Мортона Суботника), грувом (это совсем не абстрактный авангард, а музыка ритмичная, местами почти танцевальная) и «музыкальностью» – в этом полотне то духовой инструмент прорежется с простой мелодией, то зазвучит нашинкованный вокал в духе Холли Херндон, то синтезаторное журчание вдруг сложится в какую-то совсем уже умиротворенную, почти нью-эйджевую гармонию.
83. Soela «Genuine Silk» (Dial)
Дебютный альбом россиянки Элины Шороховой, уже некоторое время постоянно обитающей в Берлине. В её активе уже есть пластинка на Kompakt, а изданием лонг-плея занялся Lawrence и его лейбл Dial, в чьем каталоге уже немало звезд калибра Pantha Du Prince, Efdemin, Романа Флюгеля или Джона Робертса. Формально «Genuine Silk» попадает под определение «хаус», но музыка здесь явно превалирует над ритмом. Первый же трек отдает экспериментами Murcof'fа с неоклассикой, а дальше хватает и запутанных ритмов в духе Владислава Дилея («Inconsistency»), и амбиентных текстур c печальными клавишами («The Same Things, The Same Thoughts»), и легкого игривого «дипа» («Power Of Mind»).
82. Cut Copy «Freeze, Melt» (Cutters Records)
Австралийские звезды инди-попа нулевых переживают довольно интересную фазу. Примерно до альбома «Free Your Mind» они хоть и слегка варьировали звук, но неизменно сочиняли жизнерадостные танцевальные хиты, одинаково хорошо «работавшие» как в формате живого концерта, так и в барных диджей-сетах. В 2016-м Cut Copy расстались с Modular Recordings, занялись собственным лейблом Cutters и выпустили совсем уж неожиданный экспериментальный альбом «January Tape». И хотя за ним последовал песенный «Haiku From Zero», было заметно, что группа находится в активном поиске. «Freeze, Melt» – формально вроде бы тоже песенная пластинка, но очевидно, что центральную роль здесь играют аранжировки. Группу клонит то в краут-рок, то в синтезаторный «модуляр-поп» а-ля последний сингл Roosevelt, а в «Stop, Horizon» австралийцы, очевидно, вознамерились создать собственный ответ «Electric Counterpoint» Стива Райха. Звук на альбоме красивый до одури, да и вокальное многоголосье в него вписано почти идеально (у Cut Copу вдруг появился совсем не свойственный им ранее психоделический флёр), вот только от дискотечных хитов не осталось и следа.
81. Keen K «Electrophonic Disaster» (Not On Label)
Один из моих давних фаворитов, немецкий электро музыкант Кай Люделинг, до этого выпускавший музыку очень редко и помалу, в последнее время несколько расщедрился и сначала обнародовал архивы, а затем, тихо и совершенно без всякого промо, выпустил альбом. На «Electrophonic Disaster», пожалуй, чуть не хватает яркости (всё же выдержать такой же уровень хитовости на 14 треках куда сложнее, чем на трех-четырех, как у Keen K было раньше), но здесь, тем не менее, есть всё, за что мы любим Кая. Это и слегка осовременное электро по заветам Kraftwerk, и некоторая приайдиэмленность, и фирменные наивные мелодии, по которым почерк Люделинга узнается за несколько секунд.
80. Sense «Relief» (Not On Label)
Sense «A Slow But Sure Demise» (Not On Label)
Sense «Peaceful Dub» (ODrex Music)
Sense «To Acid With Love» (Not On Label)
Австралиец Адам Рейзбек, один из флагманов IDM начала нулевых, решил по случаю «охватившего мир безумия» обнародовать целую серию записей – тут есть и свежий материал, и кое-что, написанное «довольно давно, но время сейчас не имеет смысла». «Relief» начинается как характерный для позднего Sense эмбиент, величественно-печальный, не лишенный драматизма, но в то же время успокаивающий. Однако под конец Адам включает бочку и выдает этакое эмбиент-техно в 6/8, чем-то похожее на его чудесный ремикс на Мика Чилледжа (Mick Chillage). Архивный «A Slow But Sure Demise» ни в чем не проигрывает «номерным» дискам (как обычно, совершенно неясно, почему Адам решил не издавать его в своё время) и удивляет в первую очередь своей эклектичностью. Здесь есть и фирменный сенсовский мягкий и чуть наивный IDM начала нулевых, и эмбиент-пьесы, и одна скоростная и сентиментальная вещь «Fancy» в духе раннего Secede, и этакий электронный вальс на 20 минут, и даже (вот уж чего не ждали) спейс-диско! Если чего-то и не хватает в треке «777072», так это вокала Салли Шапиро (Sally Shapiro), но вещь (да и вся подборка) и без того сногсшибательная. На «Peaceful Dub» Адам триумфально заходит на территорию терапевтического даб-техно, а на «To Acid With Love» (тоже, кажется, свежего) – ностальгирует по временам своих первых рейвов и выдает громоподобные бэнгеры по формуле «303+909».
79. Arketip «Bu Her Şey Neler Neler» (Sitdownanddance)
78. Fluctuosa «Carbon Chauvinism» (Sitdownanddance)
Дуплет релизов с замечательного стамбульского лейбла Sitdownandance. Широкая публика о нем только начинает узнавать (в этом году один из их релизов даже переиздал Carpe Sonum, впрочем, на мой вкус, не самый лучший), но перспективы у лейбла отличные. В апреле новыми релизами отметились оба руководителя Sitdownandance, Салих Топуз aka Arketip и Доукан Аджар aka Fluctuosa, и эти два альбома отлично описывают матрицу лейбла. Fluctuosa играет скоростной эйсид по заветам Ceephax и Kosmik Kommando, чаще тревожный, если не сказать «мятежный», на фоне которого резко выделяется сногсшибательный эйфорический рейв-хит «Fine-Tuned Universe». Салих исследует территорию где-то между электро, skweeee (который, как оказывается, могут играть не только скандинавы) и этаким «старорежимным IDM» в духе лейбла Musik Aus Strom или более динамичных вещей Gescom. Снизу увесистые, но быстрые ударные, сверху – лаконичные мелодии и пэды, а баса как будто и нет вовсе.
77. Christian Kleine «Touch & Fuse» (A Strangely Isolated Place)
В последнее время лейбл A Strangely Isolated Place работает почти безупречно – что ни пластинка, то событие, при этом издатели не частят с релизами и не скатываются в предсказуемое следование формату. После нескольких эмбиент-пластинок – новый диск Кристиана Кляйна, звезды лейблов Morr Music и City Centre Offices начала 2000-х. И если на предыдущей пластинке для ASIP (это был выпущенный два с половиной года назад сборник «Electronic Music From The Lost World: 1998—2001») Кристиан звучал как стопроцентный IDM, то на «Touch & Ease» преобладает та фирменная downtempo-индитроника, которой Кляйн и сделал себе имя 20 лет назад. Первые же треки заставляют вспомнить пластинки его дуэта с Тадди Херманом Herrmann & Kleine или Arovane времен «Tides», и хотя дальше Кристиан чуть ускоряется, а ломаные ритмы начинают похрустывать, доминирующим настроением на пластинке так и остается сладкая грусть и ленивый грув раннего Morr Music. Да здравствует индитроника!
76. Proxeeus «I Have No Mouth, and I Must Scream» (La Trance Insoumise)
Француз Жером Лестерпс – музыкант уже из современного поколения (его первый соло-релиз датирован 2015-м), но вкусами он отличается довольно ортодоксальными. Издавал он по большей части очень олдскульный гоа-транс в духе Astral Projection, то и дело заезжая на чиллаутные территории и замедляясь с каждой новой пластинкой. В результате, «I Have No Mouth, and I Must Scream» – это уже совсем psy-chill, жанр, казалось бы, основательно заезженный. Но когда за него берется такой убежденный ортодокс, получается на редкость хорошо. Proxeeus ориентируется на корифеев типа Carbon Based Lifeforms или Shpongle, но избегает двух главных ловушек этого стиля: слишком уж обкуренного даба и грибной этно-ззотерики. Базисные векторы его музыки – эмбиент, заторможенный эйсид и спейс-электроника, а их как ни комбинируй, всё будет хорошо.
75. Square Fauna «Meet The Fauna» (Firecracker Recordings)
Дуэт двух питерских музыкантов Dices и Flaty. Первый известен дуэтом с украинцем Вакулой, а также альбомом четырехлетней давности на 12th Isle, второй – релизами на ГОСТ-звуке и целой серией совместных проектов, в числе которых, например, коллаборация с Ol. От релиза на шотландском Firecracker под крылом у Линдси Тодда вполне можно было ожидать нежно-задумчивого хауса, но вместо этого Square Fauna выдают этакую спейс-психоделию почти без бита. Ближайший ориентир для сравнения – психоделические пластинки всё того же Вакулы, но у Square Fauna больше синтезаторных тембров откуда-то из эпохи цифровых самоиграек 80-х, так что время от времени на ум приходят параллели с Oneohtrix Point Never.
74. Red Axes «Red Axes» (Dark Entries)
Во время записи соответствующего выпуска «Планетроники» я довольно глубоко погрузился в израильскую сцену и проникся её духом, так что без главных израильских звезд последнего времени в этом топе обойтись уже не могло. Red Axes вроде бы играют танцевальную музыку, но очень опираются и нью-вейв и рок-традицию в принципе. В результате получается этакий рок-н-рейв новой генерации, продолжающий идеи и электроклэша, и лейбла DFA, но гораздо более мрачный, гипнотичный и трайбалистический.
73. SVLBRD «Inland» (Faint)
Арктический ледниковый эмбиент с минимумом событий (но совершенно завораживающими гармониями), да еще и под именем SVLBRD – за этим сам собой напрашивается образ исландца, шведа, норвежца или хотя бы британца (на это наводят звуковые параллели с Stormloop или 36), но в реальности Августин Мена родом из Валенсии, а его чуть более известный (ну или скорее заметно более плодовитый) проект называется Warmth, то есть «тепло». Как бы то ни было, музыка у Мены абсолютно терапевтическая. Если вам нужно привести себя в норму после стрессового дня, смело включайте «Inland».
72. Il Quadro di Troisi «Il Quadro di Troisi» (Raster)
Донато Доцци в последние несколько лет утвердился в статусе одной из ключевых фигур современной электроники, музыки он издает много и звучит она совершенно по-разному – это может быть и техно, и эмбиент, и неотранс, и что-то совсем экспериментальное. На этот раз Доцци ищет себя в поп-формате и объединяется в дуэт с певицей и клавишницей Андреа Ноче (она же Eva Geist). «Il Quadro di Troisi» – это, если так можно выразиться, нежный и хрупкий minimal synth. Нарочито лаконичные синтезаторные партии и ритмические петли а-ля конец семидесятых, поверх которых – чистый, приятный и как-то интеллигентный поп-вокал на итальянском. Добавьте к этому опять же итальянскую мелодику и чувство хита, на выходе получается нечто совершенно удивительное.
71. Four Tet «Sixteen Oceans» (Text Records)
То, чем занимается в последнее время Киран Хебден идеально описывается словосочетанием «клубная музыка с человеческим лицом». С одной стороны – весьма увесистый суховатый, слегка свингованный тек-хаус бит (помните слово «schaffel» из начала нулевых?), с другой – множественные мелодические слои, живущие будто бы своей жизнью (представить себе beatless-версию этой пластинки совсем несложно), обрывки женского вокала (один из которых – специально записанная партия Элли Гулдинг), арфа и множество эмбиент-интерлюдий. Примерно в таком ключе он препарировал на концертах предыдущий диск «New Energy», а теперь видимо решил сразу сочинять треки, готовые к клубному исполнению. Получилось хорошо – что называется, и нашим, и вашим. И клабберы не расстроятся, и интеллектуалы нос воротить не станут. Особенной похвалы достоин звук – как всегда у Кирана, идеально выверенный, очень детализированный и в хорошем смысле цифровой. При повальной моде на лоу-фай, Киран напротив делает картинку сверхвысокой четкости, и кажется именно за таким звуком будущее.
70. Architects Of Existence «Three Deep Breaths» (Carpe Sonum Records)
Второй совместный альбом Мика Чилледжа и Эрика Тейлора продолжает начатую ими три года назад линию на пост-факсовский эмбиент. 4 трека общей длиной в 75 минут отсылают не то куда-то к «Dreamfish» не то к «Shades Of Orion». Это неизменно стройная, гармоничная и при этом очень разреженная музыка, где среди амбиентного ландшафта разбросаны неспешные синтезаторные соло и арпеджио длиной в несколько минут. Музыка, требующая повышенной концентрации, этот альбом нужно слушать целиком, от начала до конца (вот уж классический пример пластинки совершенно не для зумеров), но в случае погружения результат гарантирован.
69. VA «Quinze» (Lapsus Music)
Программная компиляция с лучшего в мире электронного лейбла прямо сейчас, каталонского Lapsus Records, выпущенная к его 15-летию. Тут примерно в равных пропорциях собраны звезды (Telefon Tel Aviv, Steve Hauschildt, Гача Бакрадзе, Pye Corner Audio, Karen Gwyer и даже Machine Woman) и персонажи куда менее известные (The Belgium, Attraktta, Ylia, RRUCCULLA – как минимум последние двое мелькали среди участников фестиваля Sonar). Звучание варьируется от событийного эмбиента (ориентир здесь как раз Хошильд) до мелодичного техно, IDM и в меру экспериментального электро. Помимо, собственно, смотра передовой публики ценен сборник еще и тем, что задает некий канон того, как звучит «умная электроника» в 2020-м. С одной стороны, все вроде бы чтут заветы и не увлекаются слишком уж модными течениями (никакого вам бейса, пост-R&B или лоу-фая), с другой, музыка это всё же очень современная, и технически, и содержательно.
68. Plone «Puzzlewood» (Ghost Box)
Спустя 21 (!) год после дебютного альбома на Warp британский дуэт выпускает второй, да еще и под маркой Ghost Box, главных специалистов в области хонтологии. «Тоска по будущему, которого не случилось» для них во многом выражается в повышенном внимании к музыкальным традициям СССР и соцблока. Наивная, будто саундтрек к мультфильму или детской телепередаче, ретро-электроника y Plone в самом деле звучит так, будто записана в Союзе во времена позднего Брежнева. И это, как вы понимаете, комплимент!
67. Zombi «2020» (Relapse Records)
Дуэт Zombi вслед за своими друзьями Maserati делает широкий шаг в сторону ортодоксального хард-рока. Не то, чтобы электроники на «2020» было меньше, синтезаторные аккорды и журчание секвенсорных петель тут по-прежнему на месте. Но если раньше в спейс-роке, который играли Стив Мур и Энтони Патера все же доминировал космос, то теперь на первое место вышел рок, суровые гитарные рифы и соло, которые можно сыграть, театрально выставив на монитор ногу в кожаных штатах. Не то, чтобы это пластинку хоть сколько-нибудь портило – мало что сегодня звучит настолько свежо и необычно (всем известно правило: хочешь найти новый звук – покопайся в хорошо забытом старом, по возможности совсем стыдном). К тому же Zombi всё так же вдохновляются Джоном Карпентером, просто если раньше источниками этого вдохновения были «Assault On Precinct 13» и «Halloween», то теперь дело дошло до «In The Mouth Of Madness».
Метки: ambient, ambient-techno, berlin.school, best2020, electronic, experimental, idm, indie, reissue, shoegaze, space, techno