Лучшее в 2019. Альбомы, места 100-67
Переходим к альбомному топу. В первой (нижней) его части – традиционно разномастный коктейль из рока, попсы, хауса, электро, неоклассики и т.д. Выбирать было сложно, лонг-лист был большой, что-то вышло совсем уж под новый год, поэтому в рейтинг попасть не успело, либо наоборот попало туда под воздействием первого впечатления. Так что рейтинг как всегда очень субъективный – чем дальше, тем больше музыки в принципе, и тем больше её так или иначе оставалось за бортом. Я так и не приучился слушать дома фри-джаз и авангард (хотя регулярно хожу на концерты), не успеваю следить за нишевым роком и так далее. В любом случае, осмотреть всего слона получается только коллективными усилиями, и вот вам мой взгляд на ту его ногу, которая оказалась ко мне ближе.
100. Ulrich Schnauss “Now Is A Timeless Present — A Retrospective” (Scripted Realities)
Места в сотне этот бокс-сет заслуживает хотя бы тем, что наконец вышел (релиз задержался на полтора года и летом 2018-го я даже ездил в Лондон на отменившуюся в итоге презентацию). Нового материала тут от силы на полдиска (хотя эти полдиска и очень хороши), но главное – Ульриху удалось почти невозможное – сделать новые версии старых альбомов (а ремастеринг в итоге закончился частичной их перезаписью) так, чтобы они не вызывали ощущение искуственного новодела, состряпанного «по последней моде». Это не ремиксы, а именно очень внимательная чистка с сохранением всех музыкальных ходов, но тщательным улучшением звука. Т.е. в плане технологического процесса “Now Is A Timeless Present” лежит где-то между ремастерами Beatles и концертным боксом Kraftwerk. Да и в плане величия, пожалуй, тоже.
[ превью нет, спрашиваейте в вашем стриминге ]
99. Baltra «Ted» (Baltra)
Американец Майкл Балтра – фигура совершенно не примелькавшаяся, меж тем это уже второй его альбом (а есть еще целая серия ЕР), издается он в основном в Англии, да и гастрольный график у него более чем впечатляющий: от Нью-Йорка и Лос-Анджелеса через Лондон и Вену до Тбилиси. «Ted» – до жути эклектичная жанрово, но целостная по общему звучанию (слегка лоуйфайному) и настроению (вальяжно-расслабленному) всевозможной музыки из девяностых. Чиллаутный брейкбит, приджазованный дип-хаус, эмбиент-джангл и обновленческий эйсид-хаус а-ля Betonkust & Palmbomen II – всё это в его исполнении звучит стильно, с тонким пониманием того, как оно было и как быть должно. Балтра даже ухитряется не переборщить с ухудшайзерами, за что по нынешним временам нужно давать орден. Вопрос остается ровно один, почему его до сих пор не подписал лейбл Dekmantel?
98. Le SuperHomard «Meadow Lane Park» (Elefant Records)
Прекрасные французы, которых я узнал благодаря фестивалю The Great Escape. По звучанию они напоминают чуть более мягкий и попсовый вариант Stereolab с примесью Cardigans, этакий ироничный французский поп, который то и дело оборачивается краут-роком. Небанальные гармонии, моторик-бит, монотонные органные аккорды, и тут же вокальное многоголосье, струнные, хитовые мотивы и прочие поп-украшательства. Совершенно нетипичная музыка для конца 2010-х, ну за то в общем и ценим.
97. Sven Kössler «Bck t· Lvng» (Carpe Sonum Records)
Дебютный соло альбом немецкого эмбиент-музыканта, известного до этого по отличному дуэту с Саймоном Мэтьюзом. На первом диске оригинальные композиции, на втором ремиксы, преимущественно от той же братии (Мэтьюз, Urban Meditation, Off Land, Faex Optim и т.д.). Свен – мастер этакого «эйсидного чиллаута», эту музыку уже не назовешь эмбиентом (всё движется и пульсирует, даже бит появляется не так редко), но несмотря на динамизм и наличие грува, предназначения она, очевидно, домашнего. Ассоциации рождаются самые разные – тут и пластинки с лейбла Rising High середины девяностых (Neutron 9000, Syzygy и даже Air Liquide), и «неклубный брейкбит» типа Young American Primitive, и даже Cabron Based Lifeforms.
96. MO-DU «MOD02-03» (Fantasy Enhancing)
Позволю себе похвалить коллегу по лейблу. Чешская электроника, как оказывается, не ограничивается Томашем Дворжаком aka Floex. Ян Йискра сочиняет музыку с начала нулевых. Под именем Moduretik он выпустил несколько пластинок в духе мрачноватого минимал-вейва (сейчас эта музыка вполне вписалась бы в формат лейбла Suction), а под именем MO-DU записывает минималистичные синтезаторные пьесы, по духу близкие не то к ISAN, не то к Стиву Муру и его лейблу VCO. Ритма почти нет (в редких случаях его задает простейший паттерн), все синтезаторные тембры звучат максимально просто и в то же время максимально породисто – этакая электроника семидесятых минус прог-составляющая. С одной стороны – красота ретро-звука 70-х и лаконичность раннего IDM, c другой – приятная рыхлость современной модульной сцены с поправкой на то, что Ян все же предпочитает стройные гармонии.
95. Prins Thomas «Ambitions» (Smalltown Supersound)
Шестой (если не считать совместных и ремиксовых) альбом Принса Томаса начинается с настолько вальяжного балеарика, что не вполне получается даже подвигать в такт головой, не поднимая тела с шезлонга. Дальше утомленный солнцем норвежец всё же включает диско-бит и клэпы, но назвать эту музыку танцевальной язык по-прежнему не поворачивается – идеальный саундтрек для пляжной вечеринки, на которую ты смотришь издалека, потягивая коктейль, потому что подняться и дойти до танцующих тебе попросту лень. Дальше всё же происходит неожиданный поворот – в заглавном треке, запрятанном ровно в середину альбома, Принс Томас включает африканскую перкуссию, заодно приглушив всё остальное. Минималистичный афро-трайбал становится кульминацией пластинки, а дальше обороты снижаются примерно в той же последовательности – отстраненное транквилизаторное диско, а затем ибицианская психоделия в духе ранних Studio и замедление до полной остановки. «I'm so lazy that I've almost stopped», как пел когда-то Дэвид Бирн. Немного жаль, что тему эмбиент-хауса образца «Principe Del Norte» норвежец так и не продолжил, но и так неплохо – запись вышла весьма атмосферная.
94. Dave Harrington «Pure Imagination, No Country» (Yeggs Records)
Второй альбом (и первый, подписанный не собственным именем, а группой) экс-напарника Николаса Хаара по группе Darkside. Как и следовало ожидать от Харрингтона, музыка DHG всегда ходит где-то вокруг джаза, но солирующий инструмент здесь электрогитара, ну и психоделические приемы Харрингтон любит давно и крепко. С учетом того, что синтезаторы он тоже жалует, на выходе получается спейс-фьюжн по заветам Ozric Tentacles, но чуть менее «груви» и чуть более «фри». Там, где Озрики включали арпеджио и гипнотизировали слушателей повторами, Харрингтон начинает затейливо импровизировать, танцевать под это не получится. В записи Дейв очевидно проигрывает собственной концертной ипостаси (что наверное стоит считать особенностью жанра), но в остальном запись отличная.
93. Humanoid «Built By Humanoid» (fsoldigital.com)
Да-да, это тот самый Humanoid, проект Брайана Дуганса из FSOL, который 31 (!) год назад выпустил один из главных британских рейв-гимнов «Stakker Humanoid». Humanoid по-прежнему играет эйсид, но за 30 лет жанр в понимании Дуганса превратился из отвязных танцев в некую экспериментальную деконструкцию с приставками «фри» и «пост», рваную, резкую и алогичную. Эйсид-хаус будто бы окончательно съехал с катушек и распался на молекулы. Ближайшим ориентиром для сравнения оказывается полузабытая, но очень яркая и жанрово единственная в своём роде пластинка Jiri.Cever «Head.Phon» с лейбла Harthouse. И тут странно и то, что почти 25 лет никто не делал ничего похожего, и то, что сделал это в итоге участник FSOL.
92. Mick Chillage «Epinaz» (Neotantra)
Едва выпустив 25-дисковый (!) бокс-сет, один из ярчайших эмбиент музыкантов десятилетия принялся за новый материал. «Epinaz» – в каком-то смысле компромисс между двумя ипостасями Мика. Первая – дрон-эмбиент и электроакустика, где места для традиционных гармоний или тем более мелодий уж совсем не находится. Вторая – умиротворяющий эмбиент по заветам середины девяностых, где как раз всё стройно, гармонично и радует слух. На этом альбоме все же доминирует холодный и недружелюбный космос, но через эту ледяную пелену ближе к концу всё же пробиваются величественные минорные аккорды, задумчивые синтезаторные соло, а под самый финал – даже некоторое подобие бита. Получился альбом-история или даже воображаемое кино, научно-фантастическая история о столкновении с непонятным.
91. Patrick Cowley “Mechanical Fantasy Box” (Dark Entries)
Чем больше откапывают неизданных записей Патрика Коули (а за свою короткую жизнь он, как оказывается, успел сочинить очень немало), тем интереснее они оказываются. «Mechanical Fantasy Box» – записи периода 1973—1980, когда Патрик еще не открыл для себя драм-машины, да по большому счету и диско. Большая часть пластинки – экспериментальная космо-электроника, чуть реже попадаются краут-рок, спейс-фанк и этакая «музыка к воображаемым научно-фантастическим фильмам». Звук, конечно, сырой и кассетный, но синтезаторы в то время делали такие, что красоту эту не убьешь никакой кассетой.
90. Shed «Oderbruch» (Ostgut Ton)
Пятый альбом немца Рене Павловица обозначает его возвращение на родной Ostgut Ton после двух лонг-плеев под началом у Modesekeltor. Вместе с британцами Overmono Рене пытается (и не без успеха) заново придумать брейкбит, слоями накладывая сэмплированные живые брейки на в меру жесткое и в меру задумчивое немецкое техно. От альбома к альбому ломаных ритмов у него становится всё больше, а прямых всё меньше. В результате, на «Oderbruch» (тема этой пластинки – воспоминания о ГДР, где прошло детство Павловица.) техно уже практически нет, зато много совершенно абстрактных, почти эмбиентных треков, что пластинку, разумеется, только красит. А порой это звучит как воображаемая коллаборация Skee Mask и Вольфганга Фогта aka GAS.
89. R84D «So Verand Apart» (Not On Label)
Неожиданный дуэт заслуженных деятелей IDM нулевых-десятых, американца Ричарда Бейли aka Proem и британца Энди Добсона, известного по проекту Digitonal. Три года назад Ричард и Энди скромно дебютировали на гигантской компиляции лейбла Touched, а теперь вот наконец закончили альбом. От Proem сюда перекочевал увесистый и замысловатый хрустяще-чавкающий бит, от Ditgitonal – фирменная меланхолия и пристрастие к классическим формам и тембрам (в первую очередь, к величественным минорным аккордам и звукам фортепиано, хора и духовых). На выходе – образцово-показательный IDM второй-третьей волны, привет из благословенных времен расцвета леблов Merck, Toytronic и n5MD, когда тот еще в самом деле издавал минидиски и не открыл для себя пост-рок.
88. Panic Division “Touch” (Not On Label)
Мои любимцы, начинавшие несколько лет назад с приэлектроненного рока (такого, что время от времени веяло Линкин Парком) к четвертой пластинке окончательно превратились в модно аранжированный электропоп с привкусом чиллвейва. Гитары на месте, но в этих аранжировках роль играют явно второстепенную, а вот клавиши, танцевальный бит и вокальные сэмплы не на той скорости всегда на переднем плане. При этом группе удалось главное, выдержать свой же уровень сонграйтинга. В итоге получается музыка, похожая одновременно на Cut Copy, Delorean, Roosevelt и нашу Помпею. В чартах или на радио в 2019 ничего подобного ждать не приходится, но мой идеальный поп звучит именно так.
87. Tiger & Woods «A.O.D.» (Running Back)
После выхода второго альбома Тайгер и Вудс наконец сняли надвинутые на лоб бейсболки, и под одной из них обнаружилась до боли знакомая лысина Марко Пассарани (Marco Passarani). После этого итальянцев окончательно попустило, и они решили устроить проекту музыкальный ребрендинг. «A.O.D» – это по-прежнему диско, но уже не сэмплерное (в явном виде или нет, но раньше Tiger & Woods занимались в основном ре-эдитами), а синтезаторное. Больше всего это похоже на Raiders Of The Lost Arp, но изрядно замедленных и с диско-бочкой. Пульсирующий бас, итальянская мелодика и чуточку ностальгии – назовём этот коктейль «Космос зовёт!».
86. Tamaryn “Dreaming The Dark” (DERO Arcade)
Четвертая пластинка Тамарин (и первая после ухода с лейбла Mexican Summer) обманчиво начинается с жизнерадостного электроп-хита, но дальше всё в общем возвращается на круги своя. Электронные барабаны, звонкие гитары, чёткий и активный бас и отстраненный вокал, утопленный в реверберации. На одних треках Тамарин клонит куда-то в сторону пост-панка и Coctеau Twins, на других – куда-то к поздним Curve (электроника, перегруженный вокал), а то и вовсе куда-то на территорию La Roux («The Jealous Kind»). В общем, пластинка несколько неровная и, пожалуй, послабее трех предыдущих, но прекрасные песни есть и тут.
85. Matmos «Plastic Anniversary» (Thrill Jockey)
Пластинка, приуроченная к 25-летию группы (первый, самиздатный альбом Дрю и Мартина датирован 1994-м), посвящена теме пластика в нашей жизни. Как обычно, все или почти все звуки извлекаются из пластиковых объектов – в дело идет всё от пластмассовых музыкальных инструментов до бутылок, вёдер и даже силиконовых грудных имплантов. В качестве приглашенной звезды в записи участвовал барабанщик Deerhoof Грег Сонье (Greg Saunier), выстукивающий замысловатые ритмы на пластиковых предметах. Пластинка и впрямь очень перкуссионная – замысловатые ритмы, местами похожие на этакий «акустический IDM» – это, очевидно, главная сюжетная линия «Plastic Anniversary». Но по сравнению с «Ultimate Care II» этот альбом можно назвать мелодичным, если не сказать «попсовым» – Дрю и Мартин снова включают фирменное чувство юмора и отрываются по части наивно-шизофренических мотивов. Чего уж тут, именно за такие записи мы их и любим.
84. ISAN «Lamenting Machine» (Morr Music)
Предыдущий альбом ISAN, изданный три года назад «Glass Bird Movement» был до того хорош, что рассчитывать на то, что новый релиз окажется сильнее, стоило вряд ли. Сильнее он и не оказался, но стал приятным послесловием, поскольку выдержан совершенно в той же эстетике. Тихий, скуповатый как на звуки, так и на эмоции, но при этом очень теплый и какой-то душевный IDM. Неторопливо шаркает ударный луп, позвякивают колокольчики и убаюкивая кружатся синтезаторные петли, звучащие так, будто это и не синтезатор вовсе, а детская шарманка, бесконечно выдающая один и тот же гипнотический перебор слегка расстроенных нот.
83. Majeure «Mass Flashback» (Holodeck Records)
Энтони Патера (AE Pathera) исследует примерно ту же территорию, но делает долго и последовательно, что сказывается на результатах самым лучшим образом. Если более ранние и, если угодно, классические релизы Majeure были успешной попыткой реанимировать берлинскую электронную школу середины 1970-х, то «Mass Flashback» это уже восьмидесятые, местами почти synthwave, но сыгранный не с позиции неофита (как большинство пластинок в этом жанре), а с глубоким знанием матчасти. В ударных больше рока, в синтезаторных линиях – пафоса и героики (эта музыка вполне могла бы прозвучать в «Рэмбо»). Не сказать, чтобы эта пластинка открывала новую страницу в истории спейс-электроники, но слушать такое всегда приятно, тем более что стиль выдержан до мельчайших деталей.
82. Function “Existenz” (Tresor)
Нью-йоркского музыканта Дэвида Самнера, участника супергруппы Sandwell District, называют техно-легендой, но его сольная пластинка, даже не смотря на то, что издана она на Tresor, совсем не похожа на техно в нынешнем, берлинском понимании этого слова. Это скорее «интеллиджент» из девяностых, подхватывающий эстафетную палочку примерно там, где бросил её Ричи Хоутин во времени «Musik» или «Consumed». Прозрачный звук, чистые и мягкие драм-машины, много реверберации, TB-303 и струнные на заднем плане. Местами это музыка откровенно мелодичная, бит часто сбивается и выстукивает совсем не маршевые рисунки, в общем, история для головы, а не для ног. В прочем, услышать этот опус лайвом на клубном звуке я тоже был бы очень рад.
81. 808 State «Transmission Suite» (Not On Label)
Первый за 17 лет альбом с новым материалом манчестерских техно-легенд. Грэм Мэсси (Graham Massey) и его коллеги в последнее время достаточно активны (год назад мне даже довелось побывать на их концерте в лондонском клубе Koko), но новый альбом – шаг всё же очень серьезный. От группы, уже совершившей однажды революцию, неизбежно ждёшь новых открытий, но в последние 20 лет открытий в принципе было немного (в XXI веке музыканты всё больше переваривают и осмысляют наследие прошлого), а если они и случаются, то совершают их люди совсем еще молодые. 808 State выбрали верный курс уж хотя бы тем, что не стали модниться и подстраиваться под современные тренды. «Transmission Suite» – крепкая клубная пластинка на грани техно, электро и брейкбита. Без каких-то откровений или сногсшибательных хитов, но со вполне узнаваемым почерком (в музыке Мэсси, записывает ли он техно или продюсирует Бьорк, всегда есть какая-то легко узнаваемая приятная странность и нелогичность в мелодиях).
80. Noumen “Obscurium” (Central Processing Unit)
На первом диске львовянин Андрей Везденко “возвращал D в IDM”, пластинка уже звучала навороченно, но при этом через весь диск проходил мощный электро-ритм, и некоторые треки были прямо-таки клубными суперхитами. Ко второй пластинке Noumen двинулся куда-то в сторону Autechre времен “LP5” – не то, чтобы совсем авангард, но музыка уже совсем запутанная и уж совсем нетанцевальная. Чтобы составить впечатление о такой записи, нужно хотя бы пару месяцев, а релиз совсем свежий, середины декабря, так что приходится доверяться первым ощущениям. Не скажу, что в эту дизайнерскую канитель прямо влюбляешься, но звучит свежо и небанально.
79. Octal Industries «Our Seasons» (Vertex Records)
Под именем Octal Industries скрывается известный в первую очередь в IDM-кругах исландский музыкант Йонас Тор Гудмундсон aka Ruxpin. В этом году у Octal Industries вышло сразу несколько ЕР (и совместно с другим исландцем Ohm, и сольно) и вот теперь – второй в дискографии альбом. И если на ЕР была скорее танцевальная музыка в диапазоне от тек-хауса до даб-техно, то на «Our Seasons» преобладает звучание совсем уже мягкое и атмосферное. Здесь по-прежнему есть дабовые аккорды и довольно условная прямая бочка, но по темпу это скорее хаус, а по духу – типичная для севера (очевидное сравнение – ранний Yagya) «ледниковая музыка» с медленными, почти неподвижными струнными, обилием эха и плавающем где-то в пустоте одиноким фортепиано. Не могу не отметить и обложку, над которой работал мой давний друг, эстонский художник Андрей Кедрин.
78. Tenderlonious “Hard Rain” (22a Music)
Британский саксофонист, флейтист и электронщик Эд Коуторн начинал с афро-бита и джаза, а затем постепенно двигался через броукен-бит в сторону клубной электроники. Альбом «Hard Rain» уже насквозь пропитан влиянием американской музыки, в первую очередь теплого и медленного нью-йоркского deep'n'jazzy-хауса и детройтского техно по заветам Underground Resistance, ну то есть тоже не очень далеко отошедшего от джазовых корней. То и дело рождаются ассоциации с St Germain из какой-то параллельной реальности, где Людовик Наварре оказался чёрным и всю жизнь прожил в Америке.
77. John Beltran «Hallo Androiden» (Blue Arts Music)
Placid Angles «First Blue Sky» (Magicwire)
Джон Белтран в последнее время особенно активен. В этом году у него вышло несколько ЕР, альбом под собственным именем и даже камбэк-пластинка проекта Placid Angles, единственный (но очень яркий) альбом которого вышел 22 года назад. И если на «Halo Androiden» Джон экспериментирует с эмбиентом (ну точнее, с той версией медодичного пост-детройта, которая получится, если убрать из него бит) и звучит чуть холоднее обычного, то «First Blue Sky» вполне мог быть записан в девяностые. Максимально мягкое детройтское техно (а Джон даже живет неподалеку в Мичигане, так что по праву может считаться продолжателем славной традиции), дип-хаус, джангл и броукен-бит – всё это в легко узнаваемой манере. Приджазованные клавиши с портаменто, минорные пэды, а главное – накатывающее время от времени ощущение какой-то щемящей грусти.
76. Passarani «W.O.W» (Offen Music)
Марко Пассарани в последние годы проявлял активность главным образом в составе диско-дуэта Tiger & Woods, но теперь возродил и сольный электро-диско проект, с которым был особенно активен примерно 15 лет назад. Половина вещей похожи на этакий прото-хаус и могли бы выйти на Dekmantel, но другая часть – тёплое и аналоговое электро-диско а-ля середина нулевых. Вспоминаются чуть ли не Raiders Of The Lost Arp и тусовка вокруг лейбла Clone. «Cydonia Rocks» и «Strings Fair» скрасят любой сет, а «Innowave» – прямо гигантский хит.
75. Holy Ghost! «Work» (West End Records)
Поп-музыка в «проверках» появляется не часто, но долгожданный альбом бруклинского электропоп-дуэта – пожалуй, веский повод «нарушить пост». Третьим альбомом запахло еще три года назад, когда группа выпустила отличную ЕР «Crime Cutz», но после этого Holy Ghost! исчезли с радаров, а затем всплыли уже не на DFA, где издавались с момента образования, а на «старорежимном» диско-лейбле West End, где когда-то работал Ларри Леван. По счастью, кроме лейбла не изменилось ничего, Алекс и Николас по-прежнему играют электропоп с очень тёплым ретро-звуком и легкой ностальгической грустинкой в тональности песен. Главный дискотечный хит – конечно же «My Happy House», но ярких вещей на альбоме хватает и помимо неё, взять хотя бы «Soon» в облюбованном группой в последнее время размере 6/8. В общем, пока мейнстрим-поп сдвинулся куда-то в сторону Тейлор Свифт, знамя «честной и доброй попсы» с успехом несут Holy Ghost!, Roosevelt, St Lucia, APRE и эта славная армия, кажется, только пополняется.
74. Autechre “Warp Tapes 89-93” (Not On Label)
Два часовых микса из ранних демо, показанные публике во время эпического (длился он почти трое суток) радиоэфира к 30-летию Warp Records. Из этого периода родился их первый релиз на Skam, тогда еще под именем Lego Feet, а потом и “Incunabula”, наброски к которой тут время от времени проскакивают. Удивительнее всего слушать в 2019-м абсолютно «конвенциональных» Ae – с четкими ритмами где-то вокруг электро и хип-хопа, простыми до наивности мелодиями и рыхлым аналоговым звуком. Не скажу, что в моем топе этот релиз встанет рядом с классическими ранними альбомами (всё же очень слышно, где демо, а где готовая, законченная запись), но послушать эту штуку всегда приятно.
73. Brandt Brauer Frick «Echo» (Because Music)
Начав с довольно самобытного гибрида неоклассики, минимализма и «техно, сыгранного на живых инструментах», берлинская троица от альбома к альбому мутировала в сторону поп-музыки и даже R&B, тем самым стремительно теряя свою самобытность. Тем приятнее, что «Echo» – в большой степени возвращение к истокам. Вокал есть всего в двух треках, в одном из которых поёт Катрин Ренже из Les Rita Mitsouko. К привычным для трио ударным, фортепиано и электронике добавились перкуссия, скрипка и тромбон, техно-ритмов по-прежнему значительно меньше, чем на первых альбомах, но минималистские петли, повторы и вечная перекличка инструментов на месте, а это главное.
72. Pye Corner Audio «Hollow Earth» (Ghost Box)
Британец Мартин Дженкинс в последнее время активен на разных фронтах: издается на таких лейблах как Lapsus и Analogical Force, развивает параллельный проект The Head Technician и музыку записывает достаточно разнообразную, от заторможенного эйсид-техно до эмбиента. Возвращение Мартина на лейбл Ghost Box (который фактически и открыл широкой публике Pye Corner Audio) – заодно и камбэк к музыкальным корням, в мир неторопливого (темп порой опускается чуть ли не до 80 ударов в минуту) дарк-диско и саундтрековых зарисовок. «Hollow Earth» – одна из многочисленных в последнее время фантазий на тему «музыки к воображаемому ужастику семидесятых», но фантазия несомненно удачная.
71. Battles «Juice B Crypts» (Warp Records)
Battles после ухода Тиондая Брэкстона так и не приблизились к своему топ-уровню, но здесь они вполне похожи на себя настоящих. По крайней мере, «Juice B Crypts» демонстрирует все их фирменные качества – непредсказуемость, постоянную смену динамики, сложные формы и совершенно сюрреалистическое чувство юмора. В конце концов, никто кроме них ничего подобного так и не делает, а качество это очень ценное. В общем, по Battles я скучал и возвращению их был рад. Из неожиданного – в гости на трек «Sugar Foot» (один из главных хитов на альбоме) группа каким-то образом затащила спеть самого Йона Андерсона.
70. Nathan Micay “Blue Spring” (LuckyMe)
Лучшие в мире скауты сегодня работают на лейбле Whities – именно там чаще всего дебютируют самые перспективные артисты, и берлинский канадец Натан Микай – не исключение. Спустя год после дебютной ЕР он уже выпускает полнометражный альбом на LuckyMe, а тут уже и до Warp недалеко. «Blue Spring» – синтез всего хорошего, что есть в модной музыке. Тут и балеарик брейкс, и неотранс, и абстрактная электроника в духе Лопатина, и даже пока не вернувшийся в моду «прогрессив-эйсид» (вот уже где, что называется, не ждали). Звучит всё современно, т.е. с первоисточником не спутать, но оригиналы Микай очевидно любит и обходится с ними хоть и не без постмодернистской ухмылки, но с почтением.
69. Loscil «Equivalents» (Kranky)
Житель Ванкувера Скотт Морган – непревзойденный мастер музыки, в которой как бы ничего не происходит, но при этом она излучает отчаянную, пронзительную печаль. Событий вроде бы минимум – дыхание пэдов и размеренный звон клавишных аккордов, похожий на бой колоколов, и всё это как будто доносится откуда-то издалека, растеряв по дороге все высокие частоты. Но драматургия выстроена как в хорошем спектакле – эмоциональный пик наступает на третьем и четвертом треке, а дальше напряжение плавно спадает, и музыка как будто постепенно замерзает и останавливается. Штука очень не на каждый день и не на всякое эмоциональное состояние, но при подходящем настрое впечатление производит ошеломляющее.
68. Mark McGuire “Kewl Cloudscapes of the Four Directions — Vol III — Way Even” (Not On Label)
Если Стив Хошильд после распада великого трио Emeralds каким-то непостижимым образом нашел путь к относительно широкой (ну как минимум в рамках электроники) аудитории, то их экс-гитарист Марк Магвайр год за годом продолжает гнуть свою линию и выпускать самиздатом горы абсолютно нишевой, но так же абсолютно прекрасной музыки. На этом диске он гуляет где-то между солнечной, абсолютно хипповской по духу психоделией, и холодными синтезаторными переливами в традициях берлинской школы. Свет скорее побеждает, но сочетание получается прямо идеальное.
67. Sansibar «Targeted Individuals» (FTP)
Финн Санни Сеппя в последнее время выпустил целую серию неплохих пластинок в диапазоне от эмбиента до синтвейва и EBM, но на этот раз его вынесло в тру-электро, звучащее так, будто записана эта пластинка в Детройте в середине девяностых. Неоновый ретрофутуризм, где стиль выдержан до мельчайших деталей. Сеппя чтит заветы Kraftwerk, а ближайшие ориентиры для сравнения – Aux88, Dopplereffekt и ранний Энтони Ротер.