Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

Лучшие альбомы 2015. Места 33-1

Автор: | 29.12.201517 комментариев | просмотров 2 866

Ну вот и 33 лучших. На этот раз верхняя часть вышла довольно пёстрой и в жанровом плане (тут немало всякой хитроумной и не вписывающейся в текущий мейнстримовый канон поп-музыки — с этим в этом году было довольно тухло, поэтому редкие понравившиеся пластинки стоят так высоко), и в географическом, и в плане соотношения «новички-ветераны». Так что жаловаться не на что, прорва отличной музыки.

Port-Royal «Where Are You Now?» (n5MD)

В качестве прелюдии к окончанию альбомного топа — рубрика «любимая пластинка от друзей». Ранжировать такие диски мне сложно, но не упомянуть их вообще — еще сложнее. Аттилио и компания слегка сдвинулись в сторону поп-формата (что мне не всегда понятно), но при этом эпические аплифтеры вроде «The Last Big Impezzo» или «Theodor W. Adorno» им удавались как никогда.

33. Rising Sun Systems “Oberheim Space” (Nightwind Records)

Свой основной проект Legowelt, похоже, окончательно увел в нишу хмурого лоу-фай техно, но к счастью в сайд-проектах по-прежнему порядок, тёплый аналоговый саунд во всей невозможной семидесятнической красе. Плывущий пленочный звук, раскатистый жирный бас, жирные string machines, журчащие арпеджио и атмосфера триллера, как если бы Джон Карпентер и Tangerine Dream решили записать современную ретро-пластинку.

32. New Composers “Boring Music” (Psychonavigation Records)

Как ни крути, а Композиторам лучше всего удаётся эмбиент. При всей любви к их клубной классике вроде “Спутника” или “Я хочу танцевать, я хочу двигать тело”, их лучшие пластинки — это “Астра” и “Магнитола”. “Скучная музыка” — в каком-то смысле продолжение последней. Холодная и медленная, но событий и главное гармоний при этом не лишенная. Эмбиент с едва уловимым колоритом советских научно-популярных фильмов. Так и ждешь, когда же умиротворяющий голос начнет рассказывать про лазерные лучи или движение планет по орбитам.

31. Mark McGuire “Beyond Belief” (Dead Oceans)
Mark McGuire “First Thaw In Raining Creation” (Not On Label)

Главной пластинкой Марка Магвайра в этом году считается альбом “Beyond Belief”, но низкопрофильный бендкемповский селф-релиз мне даже более по душе, да и вместе они образуют отличную дилогию. Первый — масштабный и амбициозный c сюжетом, перепадом настроений и калейдоскопом жанров от Пинк Флойд до Стива Райха, второй — чистый, прозрачный и умиротворяющий, этакая “электроника как чистое искусство”.

30. Björk “Vulnicura” (One Little Indian)

Про Bjork и Autechre я был абсолютно уверен, что дорожка от музыки в традиционном понимании в авангард и современное искусство для них односторонняя, и пути назад нет. И если Шон и Роб продолжают прорубать твёрдую породу, и в то, что они когда-то записали “Amber” и “Incunabula” верится всё меньше, то Бьорк внезапно взяла и записала альбом мелодичных песен. Хитов уровня “Joga” или “Army Of Me” тут нет, ну и ладно, всё равно чертовски приятно, что она снова с нами.

29. Legiac “The Faex Has Decimated” (Tympanik Audio)

Тимпаник как явление я так и не полюбил, но каждому появлению там знакомых персонажей, приносящих на лейбл собственный звук, радуюсь. Legiac — как раз такой случай. Хотя со времен первой пластинки (которой уже успело стукнуть 8 лет) проект покинул Дон Функен, но всё, за что мы любим Legiac, на месте. Голландцы по-прежнему фигачат хитровывернутый тревожно-неврастенический IDM со сбитыми ритмами, богатой атмосферной текстурой и точёным звуком, где слышно каждую деталь.

28. Chvrches “Every Open Eye” (Virgin)

В попытках избежать синдром второго альбома шотландцы сделали ставку на максимально хитовые песни (первый наполовину держался на форме — необычных аранжировках и экспрессивном голосе Лорин). “Every Open Eye” не то, чтобы сильно отличался от дебютника по звуку, но содержательно это уже стопроцентный модерновый поп, нацеленный на то, чтобы зацепить слушателя в первые 30 секунд. И он это благополучно делает. Пластинка, к тому же, устроена по принципу “Joshua Tree” — песни расположены в порядке “убывания хитовости”, так что первые 20 минут работают как добротный шот, можно “ширнуться” хорошей попсой в максимальной концентрации.

27. Mick Chillage “Infinite Perspectives” (...txt)

Мик — обязательный фигурант моих топов последних лет, да и в общем главный для меня музыкальный авторитет 2010-х наряду, пожалуй, со Стивом Муром. В этом году он сделал крен в сторону совсем уж “ледникового” звука (это хорошо слышно в серии “Pixels” или на альбоме “Zen Diagrams”), но мой фаворит среди его релизов этого года — именно “Infinite Perspectives”, в первую очередь из-за его разнообразности.Тут и прекрасная намлуковщина (“Observing The Triangulum”), и почти классика с солирующим фортепиано (“Not A Soul For Miles”), и гуделки в духе Брайана Ино. Вроде всё это эмбиент, а эмоциональная палитра при этом широчайшая.

26. Public Service Broadcasting “The Race for Space” (Test Card Recordings)

Первый диск этих британцев, вышедший в 2013, я как-то умудрился пропустить, но второй оказался не хуже. По содержанию это напоминает хонтологию с лейбла Ghost Box (этакая коллажная ностальгия по временам бурного освоения космоса с соответствующими цитатами про Гагарина и Терешкову). По форме — балеарик, спейс-рок, краут оркестровый или-лисенинг в духе Джеймса Ласта и питерский дуэт Ким и Буран одновременно.

25. Bocuma “Orphans Of The Sky” (Party Time Society)

У ирландца Маркуса Миллара это уже третий альбом, но всё это время он обитает безнадёжно ниже радаров — засветился на компиляции “Touched 2”, да и всё. При этом его звук — бальзам на душу всем любителям классического IDM в диапазоне от “рефлекса” до “мерка”. Здесь много прямых аналогий — то на братьев d’Arcangelo похоже, то на Boards of Canada (оттуда и название), то на Bochum Welt, но при этом в отсутствии собственного стиля ирландца не обвинишь, скорее это очень приятный уху “электронный традиционализм”.

24. Steve Hauschildt “Where All Is Fled” (Kranky)

Стив Хошильд, как и его экс-коллега по Emeralds Марк Магвайр, запустил полноценную соло-карьеру и очень в этом преуспел. И если Марк в целом двигает “эмеральдовскую” линию, то Стив с каждой пластинкой отходит всё дальше от “материнского корабля”. Мало-помалу от холодного “берлинского” звука своих первых записей Хошильд двигается в сторону музыки эмоциональной. Кое-где этих эмоций становится уже чересчур много (“Where All Is Fled” — уж совсем тема под сцену “героиня переживает разрыв”), но как только Стив добавляет в щемящие минорные аккорды “тэнжериновских” арпеджио или райховских маримб, пропорция становится идеальной. Ну и красоты звука он достиг какой-то запредельной.

23. Noel Gallagher's High Flying Birds “Chasing Yesterday” (Sour Mush)

Вторая пластинка Ноэла, пожалуй, уступает первой, но шедевров хватает и тут. “Lock All The Doors” и “We Can’t Go Back” — привет из золотых дней брит-попа, в психоделической “Riverman” даже остались следы продакшена Amorphous Androgуnous (жалко, что совместный диск они так и не записали), ну а несколько слезоточивая “The Dying Of The Light” это вообще одно из главных моих guilty pleasures этого года.

22. The Future Sound of London “Archived 8” (fsoldigital.com)
The Future Sound of London “Life in Moments” (fsoldigital.com)

Окей, в этой позиции я буду очевидно biased, ибо мало кто в моем пантеоне композиторов-электронщиков стоит так высоко, как FSOL. Да, наверное странно относиться всерьез к восьмой части архивных переизданий его бы то ни было (а “Life In Moments” — по большей части сборник би-сайдов и бонусов, в том числе и к тем же архивам, т.е. даже вторая производная), но пока звук Газа и Брайана остается уникальным (а никто, кажется, и близко не подобрался, а попытки можно пересчитать на пальцах одной руки), любой архивный релиз, затрагивающий период от “Accelerator” до “Dead Cities” будет вызывать у меня восторг.

21. Digitonal “Beautiful Broken” (Just Music)

Digitonal — для меня артист из разряда непогрешимых, что ни выпустит — обязательно будет в моём топе. Здесь относительно более ранних записей чуть меньше электроники, чуть больше акустических инструментов и они разнообразнее — фортепиано, струнные, маримба, ханг драм и тому подобное. Ну и сама пластинка какая-то более серьёзная и печальная что ли. Что её в общем только красит.

20. The Orb “Moonbuilding 2073 AD” (Kompakt)

Орб продолжает делиться для меня на “Орб Паттерсона” и “Орб Фельмана”, и здесь, как и на большинстве записей последних лет, преобладает немец, но из всех условно “даб-тековых” пластинок The Orb эта — однозначно лучшая. Тут и музыки побольше, и текстура побогаче, да и даб с техно совсем диссоциированы и тонут в амбиентном тумане.

19. Autumn Of Communion “Autumn Of Communion 6” (...txt)

Шестая часть любимого сериала, где первоначально планировалось 5 выпусков, но вот уже замаячил и седьмой. Мик Чилледж и Ли Норрис по-прежнему записывают идеальный эмбиент по заветам FAX, Брайана Ино и Sun Electric. Длиннющие треки, в которых события развиваются со скоростью ледника, но при этом обязательно присутствует гармония и обволакивающий амбиетный уют — это музыка о мире, который устроен правильно.

18. Si Matthews “Tales Of Ten Worlds” (Carpe Sonum)

Carpe Sonum в этом году сделал несколько отличных переизданий, ну и поскольку до этого момента я ничего об этих пластинках не слышал, то с радостью включаю их в этот топ. “Tales Of Ten Worlds” в оригинале был селф-релизом года, кажется, 2006-го (и в дискографии Саймона Мэтьюза пока числится единственным альбомом), но звучит так, будто записан в 1994. Это эмбиент, но не “ледниковый”, который принято делать сейчас, а более насыщенный событиями и обладающий внутренним ритмом. Ориентиры для сравнения — сборник “Chillout Phase Two”, пластинки с лейбла Recycle Or Die или ранние эмбиент-записи Дэвида Муфанга.

17. Oneohtrix Point Never “Garden of Delete” (Warp Records)

Массовый интерес к “Garden of Delete” (пластинка фигурирует кажется во всех годовых топах) возник скорее в связи с окружающей его мифологией (Лопатин якобы записал оммаж мифической группе Kaoss Edge), но с музыкой тут тоже полный порядок. Это наверное не лучший его диск (мне ближе “Returnal”), но и тут на месте все лопатинские фишки — тревожные амбиентные коллажи, голоса на неправильной скорости и пульсирующие арпеджио, к которым добавились деконструированные гитарные запилы. По общему ощущению (контрастные по настроению треки, сложенные в целостную историю) “Garden of Delete” чем-то напоминает “Dead Cities”, и это конечно здорово, давно такого не было.

16. Mirror System “N-Port” (A-Wave)
System “X-Port” (A-Wave)

Лучшая пластинка в дискографии Стива Хилледжа и Миквет Жироди — 21-летней давности дилогия System 7 “Wire + Water”, и этот двойник (для верности подписанный двумя разными псевдонимами, технотрансовымвым System 7 и чиллаутным Mirror System) — очевидная попытка этот трюк повторить. Какие-то треки есть на обоих дисках в разных версиях, какие-то существуют только в одной ипостаси. Попытка вышла удачной, но обратного ожидать было странно. System 7 не из тех, кто, подобно Banco De Gaia, к середине нулевых растерял всю репутацию и вынужден перебиваться юбилейными репрессами. У них хорош был почти каждый релиз, и этот — не исключение.

15. Natalie Beridze “Between The Naps” (Dado)

За что ни берется Туся Беридзе, всё ей удается почти идеально (окей, кроме может быть техно, но это просто жанр не мой). Теперь она почти отказалась от электроники и вокала и записала альбом фортепианного минимализма в духе Стива Райха, совсем слегонца сдобренного шумами и синтезаторами. Получилась пластинка с одной стороны “прогрессивная” и непростая по форме, с другой — по-прежнему тёплая, как всё, что делает Туся. Сочетание — прямо ах.

14. Motionfield “Luftrum” (Carpe Sonum)

Удивительной красоты умиротворяющая и обволакивающая как одеяло амбиентная пластинка. Пэды, полевые записи (то радио поговорит, то станцию в новосибирском метро объявят), приглушенное фортепиано, едва слышный лоу-файный перкуссионный луп и снова пэды.

13. Real Lies “Real Life” (Marathon Artists)

Модные новички из Лондона похожи одновременно на Delphic, Майка Скиннера и Shine 2009, чего в принципе уже достаточно чтобы полюбить этот альбом. Но помимо приятного теплого звука и ностальгии по девяностым (чего стоит хотя бы сэмплирование Bass-O-Matic в “One Club Town”) у них наличествует некоторое количество хитов.

12. Mick Chillage “Distant Light” (Databolem)

Единственный альбом в этом списке, формально изданный в 2014-м, но 20 декабря — шансов угодить в прошлый у него не было никаких, так что пусть будет в этом, благо пластинка прекрасная. Тут Мик звучит бодро и ритмично как никогда (по крайней мере, в рамках этого проекта, т.к. был еще The Shape). “Ритмичный Чилледж” это конечно не транс или техно, а IDM в духе Beaumont Hannant или HIA с Намлуком, электро (наподобие все того же The Shape) или неторопливое, почти дабовое эмбиент-техно на манер ну, скажем, Human Mesh Dance. В общем, чиллаутная электроника классическая, выдержанная.

11. VA “Touched Two (The Remixes)” (Touched — Music For Macmillan Cancer Support)

Понятия не имею, как Мартин Бултон это делает, но ему удается издавать на своем Touched Music компиляции длиной в дни с довольно высоким уровнем качества. Послушать этот опус целиком почти нереально, но если вам нужен релиз, где можно тыкать в случайные треки и постоянно открывать для себя что-то новое (ну или напарываться на неизвестные треки любимцев) — это оно. Ну и сочетания “автор оригинала — автор ремикса” порой выдающиеся. Humanoid (Брайан из FSOL), против B12, LA Synthesis против Plaid, сами Plaid против Esem и Peter Benisch против Arovane, где вы еще такое видели?

10. Floating Points “Elaenia” (Pluto)

Сэмюел Шеппард наконец-то дописал не только дисер, но и дебютный альбом, и это, пожалуй, главная пластинка этого года, удивившая меня необычностью формы. Джаз и секвенции в духе Tangerinre Dream мне казались двумя противоположными музыкальными полюсами, а умение их сочетать было высшим пилотажем, доступным небожителям вроде Global Commmunication. Шеппард пошел еще дальше и записал целостную историю, где гуляет от джаза к хаусу (привет, Херберт лучших времен), а от оркестровой музыки шестидесятых — к минимализму, берлинской электронике и пост-детройту. В этой пластинке прекрасно всё — и звук, и драматургия, и композиция.

9. DeepChord “Ultraviolet Music” (Soma Quality Recordings)

Род Моделл мне нравится почти всегда (этакий Chain Reaction taken to a new musical level), но этот двойник как-то особенно хорош. Идеальная зимняя музыка. всё на полутонах и все события (которых на самом деле много) упрятаны куда-то на подсознательный уровень.

8. Errors “Lease Of Life” (Rock Action)

Неторопливый балеарик-бит, то и дело разгоняющийся до диско, духоподъемные гармонии, TB-303, гитары, синтезаторные арпеджио, сэмпл-банки начала восьмидесятых как у Жарра в “Zoolook” и хоровое пение. Всё это выходит на лейбле Mogwai — наверное так звучал бы Лопатин, решивший вдруг записывать поп-музыку.

7. Drøn “Comm” (Carpe Sonum)

Экс-клиенты лейбла Elektrolux на черт знает каком году карьеры записали однозначно лучший свой альбом. Начало напоминает мне Higher Intelligence Agency, и места в топ-десятке “Comm” заслуживает уже за это, но дальше еще интереснее — классический “жирно-тёплый” аналоговый IDM с чавкающей перкуссией, который вполне мог бы выйти на FAX в конце девяностых.

6. Pinkshinyultrablast “Everything Else Matters” (Shelflife Records)

Альбом, которого долго ждёшь (а чего-то полноформатного от PSUB все ждали после 15-минутной ЕР шестилетней давности) очень редко эти ожидания оправдывает, но вот тут это почти невозможное всё же случилось. Питерцы записали образцово-показательный альбом духоподъемного шугейзуа — шумного, плотного, быстрого и в то же время мечтательного.

5. New Order “Music Complete” (Mute)

От Барни, который с момента выхода последней номерной пластинки New Order успел разругаться с Питером Хуком (определявшим саунд группы примерно наполовину), казалось бы ждать было уже совсем нечего. Но вместо альбома монотонных грустняков Самнер, объединившись с Chemical Brothers и Стюартом Прайсом записал яркий, разнообразный и хитовый диск. Как минимум “Academic”, “Unlearn This Hatred” и “Superheated” тянут на статус главных хитов группы в последние лет 25.

4. Galaktlan “Sinine Platoo” (Carpe Sonum)

Оригинал этой пластинки (а вышел он в 2002) я как-то умудрился проворонить — эстонский музыкант Galaktlan мне стал известен уже более поздними записями. Но как оказалось, шедевром была именно эта, и 13 лет выдержки её только украсили. IDM “рубежа тысячелетий” в наилучшем виде.

3. Tamaryn “Cranekiss” (Mexican Summer)

Уж насколько мне нравился первый альбом Тамарин, но третий его переплюнул без всяких вариантов. Она сделала буквально полшага в сторону поп-формата и электронного звука, но к счастью не бросилась с головой в электропоп как SPC-ECO, а осталась чуточку угловатым дрим-попом, где несколько отстраненный, но при этом чувственный голос контрастирует с тяжеловесными лязгающими аранжировками. Сочетание, которого мне не хватало примерно со времен расцвета Depeche Mode.

2. Vakula “A Voyage to Arcturus” (Leleka)

Нет ничего приятней пластинки, выпадающей из всех возможных традиций. Украинец Михайло Витюк, который раньше тяготел к хаусу, теперь отвязался от жанровой арматуры и записал настоящую спейс-оперу, концептуальный альбом о космосе длиной в полтора часа, где свободно передвигается между спейс-роком, ретро-электроникой, краутом, балекрасим диско, психоделией, африканскими ритмами и оркестровым изи-лисенингом. Диск совершенно не из нашего времени, но этим в первую очередь и прекрасен.

1. Gacha “Send Two Sunsets” (Apollo)

Гача Бакрадзе — новая звезда грузинской электроники (сцена эта, к счастью, совсем не ограничивается триумвиратом Nikakoi — TBA — Post-Industrial Boys). Если вы уже забыли слово “индитроника”, то самое время вспомнить. На этой пластинке есть всё, что мы любим в группе Lali Puna (тёплые “чиллаутные” поп-хиты, на этот раз с вокалом всё той же Туси Беридзе), но не только это. В 40 минут успевают уложиться летнее балеарик-диско и даже гомеопатическая доза эмбиент-коллажей в духе раннего Лопатина. Никого и ничего я в этом году не слушал так много, и не от какой другой музыки не получал столько удовольствия. Ну а заглавный трек так и вовсе заиграл до дыр примерно как в своё время “Enjoy The Silence”.

Disclaimer. Этот топ абсолютно субъективен. Я не пытаюсь отразить таким образом какую-то объективную реальность или подметить какие-то тренды. Это просто список моей любимой музыки. Насколько уж она интересна вам — решайте сами.

Метки: , , , , , , , ,
  • posadboy

    Спасибо за топ, Ник. Нашел для себя интересные экземпляры. Так-то да, год сверхурожайный, аж девать некуда))

    Не совсем понял только, откуда вдруг взялась всеоблемлющая любовь к тов. К.Вашингтону. На верхушке многих топов. Ну джаз, ну фьюжн. ХЗ, вобщем, еле дослушал)) Имхо, тут больше заслуга лэйбла.

    Вайберт, хитрец-молодец, выезжает с одними и теми же звуками/сэмплами по другому расставленными — поднадоел.

    Кажется, мало кто в этом году беднягу Squarepusher'a отметил))

    Выделил бы еще альбом Ziyal 'No World But You' — такой интеллиджент днб на стыке с электроникой на космическую тематику. По-моему, звучит очень интересно, а последний трек так вообще...

    Здоровский был Sensient 'Projekt Grunberg'. Псай-музыка мертвая, но всё же есть тут какие-то выступы).

    Басински молодец, что выпустил Каскад отдельным лонгом, в The Deluge он, имхо, ни к селу ни к городу.

    Лучший инди фолк без вариантов — Sufjan Stevens 'Carrie & Lowell' — не слушаю подобную музыку, но тут прямо любовь с первого взгляда.

    Nôze снова порадовали.

    Ну и конечно, куча разного эмбиента — кто-то хороший и добрый дал зеленый свет на этот «беспредел» :)

    Вот тут поднакидал вкусностей для себя за год, может, кто найдет что интересного www.discogs.com/lists/2015/229314

  • http://facebook.com/profile.php?id=1626772549 Janis Dabsolis

    Спасибо! Ознакомлюсь )

  • http://twitter.com/VlasovAnton Inoy

    Последние 3 года у меня в плейлисте эмбинта всё больше и больше, не знаю, это я мутирую, электронная сцена влияет или жизнь такая))) спасибо за обзор.

  • http://twitter.com/VlasovAnton Inoy

    Достаточно того, что старика Шкварика отметили в IDM клубе вКонтакте, там он второй после Кларка по итогам года. Но всё-равно это не объективно, так как пост с голосованием уходит далеко за пределы IDM среды, а там голосуют только за всем известных лиц

  • http://twitter.com/VlasovAnton Inoy

    и, как принято в любых топах, многие хотят высказаться о своих фаворитах, которых здесь нет. но я хотел бы отметить только одну фигуру: альбом человека по имени Nathaniel Nichols aka NN* (почти No Name, да?), которого даже в моём топе не оказалось из-за досадной фигни: эту музыку можно отнести к моде на эстетический braindance, узкую область для «своих», с упором на технику. Но! это накладывает на целый пласт музыкантов штамп, который мешает разглядеть нечто большее, у меня это как раз тот случай. мне альбом сразу понравился тем, что похож одновременно и на AFX и на Kettel, но я не разглядел сразу всю его глубину, альбом «Lychee DreamIK» оказался далеко выше всей этой моды. Из braindance мало кто пытается соорудить что-то серьёзное (1ственный, кто приходит на ум — Monolog X, тоже у меня в топе 2015). Альбом просто кишит шикарными мелодиями, импровизациями, и, главное, мыслью. и всё это написано на железках. Жаль, что всё это я понял позже. И стало понятно, почему Натаниэл его выпустил самиздатом, потому что любой из известных BD-лейблов ему бы только помешал своими штампами. Тем не менее, альбом так и остался валяться на обочине. Такая несправедливость))

  • http://www.arrhythmiasound.com Quarck

    Антон, спасибо за содержательный комментарий. Обязательно ознакомлюсь с этим альбомом.

  • http://vospitatel_d.livejournal.com/ vospitatel_d

    несколько дней ужо слушаю вот это вот всё: FSOL, The Orb из последнего 15 — 16 гг.

    Эти на уровне.

    Решил вспомнить старичков, которых любил в 90ых.

    ещё накачал Autechre, но что-то они совсем того уже, сбрендили, хотя 13 года неплохой альбомчик, а вот 16 года — ужас-ужас.

    Banco de Gaia свежак тоже хрень какая-то.

    Но самое странное я так и не понял за что дали гремми как лучшему электронному альбому новому Underworld?

    Или я совсем перестал понимать электронику?

    Но там если не полнейшая ересь, но очень средний альбом, тусклый какой-то.