Лучшие альбомы 2015. Места 66-34
В средней части альбомного топа публика в основном известная, из чего следует, что фавориты, старые и новые, в 2015-м как правило не разчаровывали. Новичков в этом списке немного, но они яркие. Ну а еще одним важным результатом 2015-го для меня стало переосмысление издателями (в первую очередь, нишевыми) собственной роли. Откапывать и переиздавать уже давно было модно, но если раньше речь шла в основном о потерянных бриллиантах семидесятых-восьмидесятых, то сейчас запросто можно переиздать альбом, выпущенный самздатом пару-тройку лет назад. И это правильно, так глядишь и победим замусоривание информационного пространства.
66. Voices from the Lake “Live at MAXXI” (Editions Mego)
Страшилками год был богат настолько, что из “пост-ядерного техно-эмбиента” можно было составить свою сотню (что, кажется, многие и сделали). Я не такой фанат жанра, чтобы упиваться этой музыкой в промышленных количествах, но кое-что трогает и мою, чуткую в основном до мелодий натуру. Итальянцы, раньше игравшие даб-техно, теперь свели роль ударных к минимуму и большую часть пластинки фактурно шумят, гудят, шелестят и лязгают железом. Тем приятнее завершение в виде 13-минутного мелодичного (если не сказать сентиментального) трека.
65. Colin Stetson & Sarah Neufeld “Never Were the Way She Was” (Constellation)
Пластинка, вполне заслуженно захваленная в этом году блогерами и прессой. Саксофоны, виолончель и обработка, делающая эти инструменты порой совсем не похожими на самих себя. Начинается как минимализм, продолжается как авангард, плавно двигается в сторону мат- и пост- (Constellation как-никак) рока и заканчивается нойзом. Резко, порой агрессивно, иногда нервно, время от времени даже мрачно (“With the Dark Hug of Time” прямо Джастином Броудриком попахивает), но никогда не скучно.
64. Pye Corner Audio “Prowler” (More Than Human)
Мне очень нравится, что в 2015 миром вдруг стал править Plastikman 20-летней давности. В середине 90-х Ричи нагенерил огромное количество идей, которые сам же развить то ли не успел (переключившись на диджейство), то ли не посчитал нужным. Теперь об этих идеях наконец вспомнили и принялись развивать. “Prowler” по звучанию где-то между “Musik” и “Consumed” — медленный, не очень “свистящий” (в TB-303 совсем не обязательно выкручивать резонанс) и с шумной, уже как в “Consumed” и как в современном дабтехно, текстукрой.
63. Death Cab For Cutie “Kintsugi” (Atlantic)
Люблю Гиббарда, ничего не могу с собой поделать. Если бы он еще разок сподобился объединить усилия с Джимми Тамборелло и сделать новый Postal Service, это наверное был бы мой номер один, но и пачка типичных для DCFC сентиментальных инди-песен меня вполне устроит, тем более что “Kitsugi” чем-то напоминает мне мой любимый “Plans”. Как минимум “No Room In Frame” и “The Ghosts Of Beverly Drive” я в этом году немало раз послушал на репите, что с песенной музыкой делаю в последнее время нечасто.
62. Crisopa “A Lucid Dream Kit” (n5MD)
До своего же великолепного “Biodance” испанец очевидно не дотянул (в первую очередь, в плане яркости треков — этот альбом поровнее и побледнее), но звучит всё равно отлично. Чуть меньше стало его фирменных “гаражных битов для тех, кто не слушает ничего кроме IDM”, побольше совсем алогичных сбивок, а также скрипок, пэдов и вообще всякого рода оркестровой текстуры. Музыку это несколько утяжеляет и делает более похожей на этакий “generic n5MD”, но почему бы и нет, в конце концов “корпоративный звук” у этого лейбла красивый.
61. Sraunus “Asperatus Clouds” (Anodize)
Sraunus “Season 1” (Not On Label)
Anodize в этом году не на шутку увлекся переизданиями, благодаря чему я набрёл на литовца Паулюса Маркутиса, он же Sraunus. “Asperatus Clouds”, несмотря на то что издается второй раз, штука довольно свежая — первое издание было в 2013 во Франции. Самиздатный альбом “Season 1”, выпущенный в этом году, оказался пожалуй даже еще лучше. С точки зрения звуковой палитры Паулюс играет даб-техно (фильтрованные аккорды, шипение и много эха), но во-первых, техно как такового тут нет (бочка появляется очень редко и совсем легенькая, 808-я), во-вторых не давит глубиной бас, в-третьих, за счет спрятанных в средний слой пэдов, звучит эта музыка не монохромно (как весь даб-тек), а как довольно светлая амбиентная психоделия. Короче говоря, Sraunus гораздо ближе к The Orb, чем к Chain Reaction.
60. Sons Of Kemet “Lest We Forget” (Naim Jazz)
Второй альбом супергруппы, состоящей по большей части из людей, знакомых мне по другим проектам. Саксофонист Шабакка Хатчингс играл с Red Snapper, тубиста Орена Маршалла я видел сольно на Big Chill, а барабанщик Себ Роучфорд привозил сюда лет 8 назад свой ансамбль Polar Bear. Вместе Sons of Kemet играют шумный и шебутной “приафриканеный” джаз с какими-то очень необычными грувом и мелодичесикми линиями.
59. Arca “Mutant” (Mute Records)
“Мутант” в этом году фигурирует во всех возможных списках лучшего за год и, в общем, заслуженно. Герси развивает свой (очень легко отличимый, что по нынешним временам редкость) звук дальше — теперь он почти отказался от бита (точнее от грува, какие-то обрывки ударных тут есть, но в ритм совсем не складываются), но еще подкрутил ручку эмоциональной яркости. Получается уж совсем “электроника на грани нервного срыва”, что наверное хорошо. Единственный недостаток этой пластинки для меня в том, что “Xen” в первую очередь поражал оригинальностью, а здесь трюки уже знакомые, а я пожалуй всё же не такой фанат этого звука, чтобы заслушать альбом до дыр и поставить куда-нибудь в топ-10.
58. DJ Krush “Butterfly Effect” (Es.U.Es Corporation)
Примерно половина удовольствия от этого альбома — то, как Краш исполнял его живьем в Москве, но и в отрыве от этих впечатлений “Butterfly Effect” хорош. Не сказать, что Краш эа десять лет не изменился совсем — появились намеки на ритмическую хромоту, да и ударные стали посовременней, но в остальном японец гнет свою линию и мешает хип-хоп, коллажно-симфоническое “триповое” даунтемпо, рокерские сэмплы а-ля ранний DJ Shadow, дансхолл-раггу и чёрт знает что еще. Ни в какие “официальные” топы этот диск, конечно, не попадет, но для меня, похоже, встанет третьим в череду любимых его релизов вместе с “Strictly Turntablized” и “Ki-Oku”.
57. John Carpenter “Lost Themes” (Sacred Bones)
Не скажу, что “дебютный альбом” Карпентера (это после тринадцати саундтреков) затмил для меня, к примеру, темы из “Нападения на 13-й участок” или даже из “В пасти безумия”, но чёрт, это абсолютно настоящий Карпентер безо всяких попыток примодниться, угнаться за временем или подстроиться под какую-то конъюнктуру. Камбэк засчитан!
56. MG “MG” (Mute Records)
Низкопрофильные инструментальные альбомы от великих сонграйтеров (пусть и электронщиков) — вообще штука спорная, вспомнить хотя бы “Ghosts” Резнора. Но здесь Мартин Гор неожиданно “попал”. Параллелей с Depeche Mode минимум, но как чистый продукт слушается отлично. Если бы Март решил хорошо шифрануться и издал бы этот диск от имени какого-нибудь вымышленного продюсера-одиночки из Берлина, своих слушателей музыка бы точно нашла. Собственно говоря, насоветовали мне этот диск именно так: “какие-то вообще непонятные люди, две буквы, но по звуку тебе должно понравиться”. И ведь понравилось!
55. Skurken “Nónfjall” (Raftónar)
Исландский IDM, прекрасный в своей легкости и мелодичности. Никакого овердрайва, но бит при этом замысловатый, а мелодических слоёв как в хорошем оркестре (кроме синтезаторов проскальзывают арфы, ханг драмы и прочая живность). Похоже на Plaid рубежа девяностых-нулевых и мягкие вещи Kettel — те, что без эйфории.
54. Arovane & Hior Chronik “In-between” (A Strangely Isolated Place)
ASIP в этом году оформился в полноценный лейбл, издающий не только миксы и одинокие файлы, но и альбомы на физносителях. И для лейбла, и для Arovane (который в этом году раздухарился и выпустил несколько пластинок авангардной электроакустики) это, очевидно, самая “удобоваримая” запись — гармоничный, слегка шумящий эмбиент, от которого веет то Нильсом Фрамом, то Стивом Райхом, то Ульрихом Шнауссом. Из того, что раньше записывал Уве, “In-Between” похож разве что на “Tides”, разобранный на молекулы и превращенный в пар.
53. Kamasi Washington “The Epic” (Brainfeeder)
Brainfeeder незаметно превратился в джазовый лейбл. Если у другого их джазового релиза Kneedelus все же есть электронная составляющая, то Камаси Вошангтон со своим тройным (!) альбомом это уже стопроцентный джаз-фьюжн конца шестидесятых-начала семидесятых, похожий не то на Weather Report, не то на Фароа Сандерса. Солирующий саксофон самого Камаси и плотная аранжировка для состава аж из одиннадцати человек, не считая бэндлидера.
52. 36 “Void Dance” (3six Recordings)
Обязательный фигурант всех моих топов отметился очередным альбомом, на котором сдвинулся еще дальше в сторону музыки более событийной и структурной — глядишь, еще альбома три-четыре и бит появится. Пока соотношение статики и динамики близко к идеальному, а трек “Pulse Dive” — так и вовсе лучшее, что он когда-либо записывал. Чем-то похоже на старый добрый Gas с лейбла Em:t.
51. Jean-Michel Jarre “Electronica 1. The Time Machine” (Columbia)
Помнится, когда Жарр выпускал синглы к альбому “Oxygene 7-13”, я дивился не слишком представительному списку ремиксеров и шутил, что с таким бюджетом и будучи Жарром можно заполучить сборную всех звезд, а на сдачу воскресить Леннона и Моцарта и позвать их на подтанцовку. В общем, примерно так Жарр и сделал. Альбом коллабораций, где Жарра в одних треках слышно больше (самую жарровскую вещь, как это ни удивительно, сделал Armin Van Buuren), в других не слышно вовсе. Качество самих треков при этом не страдает, ну и в общем сложно было бы ожидать провала от M83, Fuck Buttons или Tangerine Dream. Правильный подход к этому альбому — воспринимать его не как продолжение линейки “Oxygene, Exuinoxe, Magnetic Fields, далее везде”, а скорее как звездный саундтрек к голливудскому блокбастеру, что-то вроде нового “Spawn”.
50. Kneebody & Daedelus “Kneedelus” (Brainfeeder)
Трудоголик Daedelus на этот раз объединился с джазовым квинтетом Kneebody и записал диск, в котором сам. похоже, отвечает за скоростную ритмическую кутерьму а-ля Squarepusher. В противостоянии ритма и мелодии (а это, как мы знаем, первичный видовой признак IDM) верх одерживают более многочисленные джазмены, и главным инструментом становится холодная, почти мольвэровская труба. Так что несмотря на темп и сложность, пластинка выходит умиротворяющей и какой-то очень “норвежской” по духу, что для джаза характеристика исключительно хвалебная. Если альбома Jaga Jazzist вам оказалось мало, заряжайте в плейлист следом.
49. VA “Colundi Every0ne” (Colundi)
Colundi — сообщество, возникшее на пепелище лейбла Rephlex. Алекси Перяля (Ovuca, Astrobotnia) и его бывший босс Грант Уилсон-Клерридж продвигают музыку, которую сами же когда-то назвали брейнденсом (гибрид олдскульного брейкбита, электро, эйсида и IDM), проводят мероприятия и вот издали виниловый сборник. С таким составом (сам Перяля, Wisp, который здесь подписывается настоящим именем, d’Arcangelo и несколько менее известных имен) можно, что называется, брать не глядя. Не скажу, что сплошь шедевры, но звук очень яркий, ну и звезды (в особенности, Wisp) не подкачали.
48. Rafael Anton Irisarri “A Fragile Geography” (Room40)
Иризарри всегда был мастером выразить максимум эмоций при помощи минимума средств, но это даже по его меркам какой-то прыжок выше головы. Симфония пронзительной печали, сыгранная в жанре шумового эмбиента, где все инструменты сливаются в единый плотный звуковой поток (то Fennesz вспоминается, то Biosphere “Substrata”). Но что особенно приятно, это не единая амбиентная колбаса, где сорок минут происходит примерно одно и то же, а связка самодостаточных композиций, очень разных по настроению и сюжету, но которые при этом образуют единое произведение. Всё по заветам классических композиторов.
47. Flanger “Lollopy Dripper” (Nonplace)
Бернд Фридман и Уве Шмит вновь собрались вместе чтобы поиграть микроджаз — сложную по форме, алогичную и при этом довольно groovy музыку, собранную как коллаж из коротеньких звуковых фрагментов самого разного происхождения — и акустических, и синтетических. На выходе получается очень богатая, переполненная деталями звуковая текстура и композиции, перенасыщенные событиями, информацией. То есть в общем то, каким и должен быть современный джаз, ну или современная электроника.
46. Abul Mogard “Circular Forms” (Ecstatic)
Пожилой сербский рабочий с “вермоной”, впервые появившийся на лейбле Стива Мура VCO, поначалу казался очевидной мистификацией. Казалось, что после пары пластинок под маской окажется, например, всё тот же Стив Мур или Норм Чэмберс, и проект на этом закроется. Но вместо этого про странную биографию все просто забыли (т.е. на вопрос “а был ли мальчик” был получен ответ “не важно”), а новые пластинки Abul Mogard продолжают выходить, теперь уже на Ecstatic под патронажем самого Kompakt. Музыка хороша, даже лучше чем была. Глубокая, медленная и иногда шумящая космо-электроника — привет Клаусу Шульцу времен “Irrlicht” и Тецу Инуэ.
45. Jaga Jazzist “Starfire” (Ninja Tune)
В новой пластинке норвежского биг-бенда стало чуточку меньше джаза и больше довольно чудного гибрида оркестровой музыки, спейс-рока и чуть ли не прога с краутом, будто бы Ozric Tentacles решили джемануть с London Sinfonietta. Треки по 10-15 минут, сложные структуры, неочевидные переходы — всё, как мы любим.
44. Lorenzo Montanà “Vari Chromo” (Psychonavigation Records)
Lorenzo Montanà “Nihil” (...txt)
Из двух пластинок Лоренцо Монтаны в этом году (а была еще и третья, совместно с Alio Die) мне больше по душе пришлась менее известная, хмурый амбиентный диск “Nihil”, чем-то напоминающий классическую пластинку с FAX “Modula Green”. Но и завершающая часть трилогии с Psychonavigation, более мелодичная и экстравертная, тоже по-совеому хороша. Эти пластинки тоже неплохо было бы объединить в двойник, разделенный по принципу “свет” и “тьма”, чтобы подчеркнуть яркость того и другого.
43. Holly Herndon “Platform” (4AD)
Холли чем-то похожа на Дэниела Лопатина в том смысле, что хайпа вокруг неё было очень много (её шумно подписал 4AD, после чего американка проехалась с гастролями по большим фестивалям), при этом музыка (да и перформанс, где она общается с залом при помощи текстовых сообщений) у неё абсолютно гиковские. Вокальная нарезка напоминает не то Лори Андерсон, не то мультик про поющих лошадей, а ритмы — старый добрый IDM (аранжировку к “DAO” мог бы сделать Speedy J лет 15 назад). Живьем смотрится как откровение, в записи пока чуточку шероховато, но это вполне компенсируется необычностью.
42. Applescal “For” (Atomnation)
Голландец Паскаль Терстаппен играет нечто среднее между индитроникой и эстетским тек-хаусом (который наводит мысль одновременно о Джоне Хопкинсе, Херберте и Эллен Аллиен образца пластинки “Berlinette”). С одной стороны — довольно мощные ритмы и партии с сайд-чейнами, с другой — колокольчики, шорохи и мелко нашинкованный шепчущий вокал. Первый трек “Like You Do” — абсолютный суперхит, да и остальные картины не портят.
41. VA “Covert” (Touched — Music For Macmillan Cancer Support)
Лейбл Touched сделал достойное продолжение культовой серии “MASK”, где вместо треклиста указывался список артистов “In no particular order”. Тут нет даже его — 16 анонимных треков, среди которых кое-как угадываются AFX и Autechre, а по поводу остальных пока остается только гадать. Звучит всё при этом очень достойно — IDM разной степени авангардности в более-менее чистом виде, без залетов в модный “бейс” или тимпаниковскую хмурь.
40. Majeure “Union of Worlds” (Constellation Tatsu)
За несколько лет Патера превратился для меня в артиста, каждый релиз которого — событие. Он несколько самоподобен и всё это время долбит в одну точку “John Carpenter meets Berlinschule”, но пока все эти космические саундскейпы хороши примерно как Tangerine Dream в середине семидесятых.
39. Mark Van Hoen “Nightvision” (Saint Marie)
Марк сравнительно недавно возродил принесший ему известность проект Locust, но лучшие на мой вкус релизы по-прежнему издает под собственным именем. «Nightvision» — это классическая аналоговая электроника по заветам не то Tangerine Dream (трек «Froese Requiem» тут совсем неспроста), не то и вовсе Уолтера Карлоса с его почтением к баховским секвенциям. Почерк Хуна выдает разве что плывущий звук, тяжеловесный угловатый бит и появляющаяся ближе к концу пластинки перекличка «загробных» голосов.
38. Recondite “Placid” (Acid Test)
Очень мне нравится тот вид эйсида, который теперь продвигает лейбл Acid Test. Не лоуфайный джек-бит, не суетливый брейнденс, а именно чистое, беспримесное эйсид-техно середины девяностых по заветам Hardfloor, Prototype 909 и Plastikman. Новая пластинка Recondite ближе всего именно к последнему — неторопливый, разреженный “кислотный” звук, где каждый удар драм-машины и каждая нота TB-303 выделена, подчеркнута и окружена облаком ревера.
37. Maserati “Rehumanizer” (Temporary Residence Limited)
К третьему альбому Мазерати сделались мощнее и суровее, меньше в их музыке стало электроники и ажурных арпеджио, больше мощи и драйва, каким-то пост-панком даже повеяло, особенно от единственного вокального трека “Living Cell”. Но это им, пожалуй, не вредит.
36. The Chemical Brothers “Born In The Echoes” (Astralwerks)
В плане непозорной электронной музыки для масс Chemical Brothers сейчас как-то даже нет альтернативы. Делать стадионный звук и большие хиты и при этом не скатываться в EDM удается кажется только им. Здесь всё как и следовало ожидать — техновые секвенции, рок-н-ролльная грязь в звуке, чуточку эйфорических восходящих аккордов, звезды в роли приглашенных голосов и, естественно хиты — умопомрачительной красоты “Radiate” с саксофоном Колина Стетсона и утренняя танцевалочка “Wide Open” с вокалом Бека.
35. Soulsonic “Cosmos” (Cold Tear Records)
Литовец Эвальдас Азбукаускас давно ходит в моих фаворитах. Музыку он играл довольно разную, от дип-хауса, отдающего Bdvud-овской меланхолией до IDM и индитроники, а вот теперь почти полностью отказался от ударных и записал пластинку отборного космо-эмбиента. Идеологически “Cosmos” это даже не семидесятые, а девяностые — тут фильтрованная секвенция порхает, там гипнотично булькает TB-303. Этот альбом идеально вписался бы в каталог лейбла Rising High года 1994-го (ну а учитывая мои вкусы, лучшего комплимента эмбиент-альбому я, наверное, сделать не могу).
34. Zombi “Shape Shift” (Relapse Records)
Новый диск Мура и Патеры хоть и не дотягивает до великолепного “Escape Velocity”, который 4 года назад был у меня опасно близко к первому месту, но пластинка всё равно хорошая, масштабный и тяжеловесный спейс-рок с карпентеровскими синтезаторами вместо гитар.
Disclaimer. Этот топ абсолютно субъективен. Я не пытаюсь отразить таким образом какую-то объективную реальность или подметить какие-то тренды. Это просто список моей любимой музыки. Насколько уж она интересна вам — решайте сами.
Метки: acid, ambient, best2015, drone, electronica, idm, indie, retro electronica, space, techno-
intechre
-
http://facebook.com/profile.php?id=1330077461 Philipp Peerj
-
http://facebook.com/profile.php?id=1330077461 Philipp Peerj
-
http://facebook.com/profile.php?id=1330077461 Philipp Peerj