10 замечательных пластинок, которые не стоят почти ничего
Глядя на то, как новый альбом какого-нибудь модного артиста продаётся за 25-30 евро, у меня постоянно возникает одна и та же мысль – «да за эти деньги можно сумку прекрасной музыки купить». С точки зрения обычного меломана (к которым я себя и отношу), а не профессионального коллекционера, цены на пластинки – вещь довольно странная. Если за ранний релиз Autechre в каком-нибудь редком исполнении могут запросить несколько сот евро, то какие-то другие, ничуть не менее интересные в музыкальном отношении пластинки, можно купить примерно по цене пирожка с капустой.
Пользуясь полезными инструментами сайта discogs.com, я отсортировал свою коллекцию в порядке возрастания средней цены и выбрал оттуда десяток пластинок, которые на мой субъективный вкус, показывают наивысший показатель «удовольствия за свои деньги». Заодно, попробую этим опровергнуть тезис, что «коллекционирование винила – дело дорогостоящее». Конечно, речь идет о ценах дискокса, к которым еще придется приплюсовать доставку, но если заказывать несколько пластинок, в особенности из Англии, пересылка тоже стоит совсем не драматических денег. Ну а в каком-нибудь из лондонских «секондов» вроде Music And Video Exchange многое из этого случается найти и дешевле «среднедискогсовской» цены.
James vs Sabres of Paradise “Jam J” (Fontana, 1994)
Минимальная: €0.61, средняя: €1.20, максимальная: €4.93
Получасовой джем участников брит-поп группы James и всем известных питомцев Warp Records во главе с Энди Уэзероллом. И если у Энди уже был большой и удачный опыт работы с рок-музыкантами, то за James ничего подобного не водилось. В результате джема получился инструментальный спейс-рок с привкусом даба, совершенно неуместный для 1994-го, но идеально вписавшийся бы в контекст музыки середины нулевых. Видимо то, что пластинка опередила своё время лет на десять, и оставило её ниже радаров.
Jello “Lungbone EP”
Минимальная: €0.50, средняя: €1.24, максимальная: €3.08
Jello – чуть менее известный сайт-проект Даррела Фиттона (Bola). В этом качестве он успел издать один альбом, один сингл с ремиксом Autechre и одну ЕР – собственно, эту. Заглавный трек «Lungbone» — главный хит этого проекта и одна из самых ярких вещей Фиттона, как бы он себя ни называл. Тягучий бас, лязгающая IDM-перкуссия и гипнотический речитатив Денниса Бурна, с которым Фиттон записывался аж еще в группе Brahma. Бонусом – еще четыре отличных трека в диапазоне от сложносочиненной IDM-меланхолии до какого-то уж совсем неожиданно жизнерадостного техно.
[http://www.myfreemp3.eu/l/i4vn5xcbot7/]
Fizzarum “Microphorus”
Минимальная: €0.50, средняя: €1.24, максимальная: €3.08
Fizzarum, как большие поклонники Autechre, подхватили формат «альбом плюс дополняющая его EP», так что «Microphorus» вместе с «Monochrome Plural» можно считать дилогией. Пронзительно-печальный заглавный трек, наверное, все знают: как-никак, это одна из редких вещей, доживших до наших дней в концертной программе группы. Но и остальные хороши чрезвычайно – питерцам всегда отлично удавалось стоять на грани экспериментов и доступности (этим изначально и был славен IDM). Из-за лязга, скрежета и спотыкающихся ритмических конструкций обязательно вылезет трогающая душу гармония.
N-Joi “Live In Manchester” (Deconstruction, 1992)
Минимальная: €0.01, средняя: €1.15, максимальная: €3.72
Засилие IDM нужно как-то разбавить эйсидом и uk-хардкором, тем более что такая музыка сегодня запросто может выйти на любом IDM лейбле от Rephlex до Planet Mu. «Live In Manchester» — отменная концертная запись и в плане звучания, и в плане атмосферы «настоящего рейва». К музыке, записанной с пульта, добавляется чуток шума толпы и покрикивания самого эм-си, вещающего что-то в духе «Live techno in the area! We’re rockin’ with the N-Joi, c’mon!». Сам концерт представляет собой порезанный на две части получасовой мегамикс из хитов (многие из которых на тот момент еще не изданы) в местами непохожих на оригиналы версиях, более сырых и жестких. Сэмплированные с фанковых пластинок барабанные брейки, завывания Alpha Juno, повизгивание TB-303, звон «хаус-пиано» из Korg M1, короче говоря, весь тот звук начала девяностых, которому сейчас многие усердно подражают.
Andre Estermann “Untitled” (Musik Aus Strom, 1997)
Минимальная: €2.00, средняя: €2.47, максимальная: €3.99
Лейбл Musik Aus Strom, которым заправляли Funkstorung, в конце девяностых был флагманом жанра, и сейчас совсем незаслуженно подзабыт. Сборники серии «Mask», выходившие совместно со Skam, превратились в чумовые раритеты, а «линейные» релизы можно купить совсем по дешевке. Андре Эстерманн (он же половина дуэта Aemic) это, пожалуй, лучший мелодист из семейства MaS. Музыка у него чем-то напоминает записи Solar X, а также поднявший голову на пару лет позже лейбл Toytronic – зубодробительный пулемётный бит плюс сентиментальные синтезаторные мотивы.
Journeyman “Mama 6” (Ntone, 1994)
Минимальная: €0.98, средняя: €2.52, максимальная: €8.79
Еще одна неизвестная ипостась известного артиста. Ключевую роль в проекте Journeyman играл Пол Фрэнкленд aka Woob – поныне здравствующий и выпускающий альбомы корифей симфонического этно-эмбиента. Винил «Mama 6» — укороченная до двух длиннющих треков виниловая версия одноименного альбома, проходящего по разряду «гениальные эмбиент-диски девяностых, о которых вы можете не знать». Обе вещи – квинтэссенция чиллаутной электроники того времени. Психоделический коллаж из разговоров, шумов вертолёта и прочих «found sounds» как у The Orb плюс музыкальная текстура «с восточинкой», до свиста зафильтрованные апреджио и дабовый бас. Всё вместе то разгоняется почти до хауса, то затихает в амбиентной сиесте.
Funkstörung “Sonderdienste” (Compost, 1997)
Минимальная: €0.62, средняя: €2.56, максимальная: €6.00
Образцово-показательный пост-аутекровский IDM «второй волны» — мощный, хрустящий, местами даже танцевальный, и при этом мелодичный. В отличие от более ранних релизов Funkstorung, «Sonderdienste» наконец-то хорошо звучит, начинали Факеш и Де Лука с какого-то уж совсем откровенного лоу-фая. Причина «потерянности» релиза видимо в лейбле – для любителей компостовского downtempo пластинка звучит чересчур экспериментально, а IDM-фанатам свойственно собирать пластинки лейблами, и если издатель вдруг не входит в жанровый пантеон, у релиза велики шансы оказаться вне поля зрения.
Plod “Fast Forward” (Worm Interface, 2002)
Минимальная: €2.46, средняя: €2.70, максимальная: €6.00
Шведский дуэт Plod, как и многие прекрасные айдиэмщики «второй волны», имеет в дискографии два с половиной релиза – милый, но довольно неровный альбом «Pillow Talk», демо-CDR «Oh Boy», лучшее из которого потом вошло в этот самый альбом, ну и вышедшую чуть позже эту самую ЕР, которой история проекта и завершается. Завершается, надо сказать, на хорошей ноте – у шведов получилась на редкость тёплая и эмоциональная «bitter-sweet» пластинка с четырьмя одинаково хорошими композициями. Если вы представляете себе «Anex» Адама Джонсона, то перед вами целая пластинка в таком ключе. И если «Markkinal», главная вещь с альбома «Pillow Talk», хотя бы в узких кругах, считалась большим хитом, то треки с «Fast Forward», ничем этому «Марккиналу» не проигрывающие, прошли безнадёжно ниже радаров.
Orbital “Times Fly” (Internal, 1995)
Минимальная: €0.61, средняя: €3.09, максимальная: €7.33
Самый неожиданный фигурант этого списка – чудесная ЕР, записанная между двух великих альбомов «Snivilisation» и «In Sides». Треки «The Tranquilizer» и «Sad But New» (ремикс на «Sad But True») по звуку и настроению похожи на «Snivilisation», а вот заглавная вещь не похожа ни на что, это единственный пример того, как братья Хартнолл приспособили под свои нужды джангл, изрядно его замедлив, и сохранив при этом узнаваемое орбиталовское звучание (чем-то похожим сейчас на свой лад занимается Machinedrum). Позже эта ЕР вместе с синглом «The Box» вошла в американское двухдисковое издание «In Sides», но за тенью самого альбома как-то затерялась, а жаль. Интересный факт – издана эта ЕР была как в виде двух двенадцатидюймовок (хотя отлично лезет на одну), так и в виде двух семёрок – у меня именно такой, совсем уж фетишистский вариант.
BW “Program 11” (Elypsia, 1998)
Минимальная: €1.00, средняя: €3.41, максимальная: €13.44
Под аббревиатурой BW это скрывается звезда лейбла Rephlex Bochum Welt, причем пластинка эта самого что ни на есть «золотого» периода – тёплый, аналоговый и сверхмелодичный звук, уже не совсем электро, но еще не IDM. Один из лучших релизов в дискографии Джанлуиджи (ничуть не хуже «Module 2» или «Desktop Robotics»), незаслуженно забытый по той единственной причине, что издан не под крылом у Ричарда Джеймса, а на мало кому известном бельгийском техно-лейбле Elypsia.
PS. Разумеется, пока я неторопливо писал эту статейку, смакуя старые пластинки, ситуация на рынке успела чуточку измениться – Plod или Orbital успели основательно вздорожать, на что-то просто мало предложений и от этого цена тоже перестаёт быть адекватной (статистический инструмент дискогса рейтингует на текущие цены, по которым пластинки выставлены в продажу, а те, по которым они были проданы). Ну и разумеется, цены на пластинки – штука вообще труднопредсказуемая. Сегодня они лежат в ящиках «всё за евро», завтра котируются как коллекционные раритеты.
Метки: ambient, ambient-techno, downtempo, idm, oldschool-
http://facebook.com/profile.php?id=100000497932510 Alexey Agafonov
-
http://twitter.com/VlasovAnton Inoy
-
http://vk.com/id246467631 Алексей Андросов
-
http://facebook.com/profile.php?id=1448348191 Dmitry Misharov
-
-
http://vk.com/id246467631 Алексей Андросов
-
http://vk.com/id246467631 Алексей Андросов