Мёртв ли IDM?
Называйте это рефлексией или потоком сознания, как хотите, но эта мысль уже давно посещает меня. Как стиль музыки idm сейчас, на мой взгляд, либо в закате либо в кризисе, хотя, наверное, это одно и тоже. Посудите сами, с середины нулевых количество годных релизов уменьшалось от года к году, во второй половине десятилетия лишь редкие проблески радовали искушённого меломана. Давайте проведём небольшую ретроспективу, и если мы говорим об idm, то в первую очередь, конечно же, стоит упомянуть Warp Records. В начале нулевых там вышли одни из моих любимых альбомов Plaid «Double Figure» и «Spokes», Boards Of Canada «Geogaddi», Autechre ещё не окончательно сошли с ума и не ударились в электронный авангард, а в 2001 вышел последний на сегодняшний день альбом от Aphex Twin «Druqks». Где-то на вторых ролях шли Planet Mu, до тех пор пока они не сменили курс на дабстеп и глитчхоп. Я думаю, что с момента, когда звёзды первой величины и основоположники жанра стали постепенно уходить со сцены или двигаться в другом направлении, но интерес к такой музыке не иссяк, то это дало толчок к появлению целой россыпи лейблов поменьше. Первые названия, что пришли мне ум: Merck, n5MD, Kracfive, Toytronic, Neo Ouija, deFocus, Rednetic, Cactus Island, Seed, Djak-Up-Bitch, U-Cover, Benbecula, Type, Boltfish Recordings. В итоге действуют из них сейчас четыре-пять, а idm выпускает наверное только Boltfish, да и то не очень активно. Поистине это было «золотое время» — столько новых имён и столько ярких, запоминающихся релизов. На мой взгляд Merck, U-Cover и Neo Ouija выделялись в этом плане на фоне других фирм. Такие имена Secede, Helios, Kettel, L'usine, Machine Drum, Proem стали известны во многом благодаря им. Вот вроде бы U-Cover жив, но больше похож на коматозного пациента, подключенного к аппарату искусственного дыхания. Вздохнёт пару раз в в год и снова в спячку. Да, Neo Ouija, возродились, но управляет лейблом уже не Ли Норрис (Lee Norris). Гейб Кох (Gabe Koch) закрыл Merck в 2007, выпустив более 50 релизов. На самом деле это очень неплохое наследие. Весь каталог я не прослушал, поэтому всегда приятно удивляюсь, когда натыкаешься на какой-нибудь интересный альбом, а он оказывается был выпущен на этом лейбле из Майами.
Как мы видим к середине десятилетия чётко наметился спад во «второй волне» . Однако в это же время, на мой взгляд, появлялись наиболее интересные и зрелые работы. Конечно, это сугубое имхо, но я бы отметил Proem «A Permanent Solution», Secede «Tryshasla», Kettel «Through Friendly Waters», Venetian Snares «Rossz Csilag Alat Szultet», Hecq «0000» Среди лейблов если не оплотом, то по крайней мере самым ярким представителем становится голландский Sending Orbs, образованный в 2005 году Кристианом Пeтерсом, Реймером Эйсингом (Kettel) и его братом Ваутером. До 2009 года каждый новый релиз ожидался с придыханием. Почему до 2009? Потому что во уже три года от них тишина. В 2010 заходила речь о какой-то компиляции, посвящённой пятилетию лейбла, но как мы видим дальше разговоров дело не пошло. Тем временем на американском континенте n5MD постепенно начинает менять курс в сторону мягкого пост-рока и эдакой «эмоциональной» электроники. Если в начале своего пути мы легко мы могли увидеть там такие проекты как Quench, Keef Baker, Funckarma, Loess, то сейчас из «тру» айдиэмщиков остался пожалуй только Proem. Наверное, последней цитаделью «умной электроники» на сегодняшний день можно назвать Tympanik Audio, возглавляемый диджеем, музыкальным критиком и коллекционером Полом Нильсеном. Хотя, конечно, их музыка не совсем тот idm, что звучал с британских островов. Тут больше подходит аналогия с Hymen Records, многие даже называли его клоном немецкого лейбла. Поначалу трудно с этим было не согласиться, в действительности даже некоторые резиденты с Hymen мелькали в ремиксах и компиляциях у американцев. Объяснение, однако, довольно простое. Дело в том, что на Hymen уже давно перестали принимать демо от новых проектов, а тут появилась новая рекорд-фирма да с примерно такой же направленностью, вот и стал вакуум заполняться. Первые три года были взрывными, вспомните хотя бы дебюты Access To Arasaka, Integral, Subheim, а компиляция «Emerging Organisms vol.2», на мой взгляд, вообще лучшая среди вообще всех электронных сборников за всю декаду. Потом то ли у руководства лейбла сломался фильтр, то ли ещё какие проблемы случились, но количество средних и блёклых релизов начало превалировать. Как ни странно, сейчас Tympanik Audio становится всё больше похожим на своего американского коллегу n5MD. Окрас звучания от релиза к релизу смещается с механистичных и тёмных тонов в сторону более эмоциональных.
Теперь, я думаю, мы можем вернуться к первоначальному вопросу. Мёртв ли idm, именно тот самый idm «второй волны», который мы все так любим?. Моё мнение, что да, по крайней мере сейчас. Да есть огромное количество нетлейблов, независимых музыкантов и среди них даже попадаются стоящие, но влияют ли они на общую картину? Не думаю. Но как говорится не хлебом едины. В мире полно другой интересной музыки, наша задача как меломанов не застревать в одном времени и в одном стиле, но постоянно расширять свой кругозор и двигаться дальше.
-
http://twitter.com/Tom_Stvoler tom stvoler
-
Гость
-
http://www.arrhythmiasound.com/ Quarck
-
Гость
-
cybernautjunkie
-
-
-
Slash3b
-
Антон Рассказов
-
http://www.facebook.com/crypture Eugene Mitskevich
-
http://www.facebook.com/veellx Artyom Veell
-
http://twitter.com/VlasovAnton Inoy
-
Николай Ульянов
-
El Questeto
-
http://www.koogi.org vova