Интервью с Mick Chillage
Расскажите, пожалуйста, про вашу радио деятельность. Что для вас самое важное в программе, как вы отбираете треки для эфира, пишете ли вы текст заранее? И напишите, как слушать ваши программы русскоязычной аудитории, что им следует сделать.
Моя радио деятельность началась еще в середине 90-х годов. Но до того, как я начал диджеить в эфире ирландского радио, я просто записывал эмбиент миксы для друзей. Из-за довольно эклективного выбора электроники, кассеты с этими миксами я подписывал "mixed by «Chillage Idiot.» Не уверен, что термин «деревенский дурачок» («village idiot») используется в России, но нам понравилась игра слов с этим словосочетанием... В 1995 году я помогал моему другу из колледжа, радиоведущему Paul Chillage, с его шоу «Future music», которое звучало в эфире местной колледж-радиостанции. Год спустя, в 1996-м в музыкальной студии моих друзей я познакомился с диджеем с радиостанции XFM Dublin и он предложил нам попробовать себя в эфире. Владелец радио хотел, чтобы мы играли только танцевальную музыку, но то, что мы ставили, было настолько эклектичным, что наш эфир поставили на воскресную ночь. Тогда же мы и выбрали «Chillage Idiots» как окончательное название передачи. Я считаю, самая главная вещь в программе — это музыка, ее качество и разнообразие, хотя наши разговоры тоже могут добавить динамики. Выбор музыки — сложная вещь, мне нравится сосредотачиваться, главным образом на полноценных альбомах. В частности, на музыке, что была выпущена на физических носителях и которую я покупаю себе в коллекцию. Возможно, я до сих пор ценю музыку именно CD потому, что когда мы запускали шоу, про цифровой рынок в интернете еще никто не слышал. Делая цифровое издание, лейблы не рискуют своими деньгами, поэтому музыки выходит слишком много, качество падает и звучание очень часто одинаковое. Конечно, это не всегда так, всё это время нам присылали действительно потрясающую музыку, которая достойна издания на CD или виниле. Что касается формата программы, мы предпочитаем смешивать жанры, все таки два часа одноплановой музыки могут утомить наших слушателей. Поэтому мы стараемся выбирать лучшую музыку выходившую за месяц, иногда разбавляя её старыми классическими треками. Что касается сценария, на самом деле, мы не пишем какие-либо тексты заранее, то что происходит в эфире, полный экспромт. Лучшее место, где российские меломаны могут послушать наше шоу — это страница на SoundCloud. У нас довольно сумбурный ритм жизни, поэтому в последнее время мы стали предварительно записывать шоу в студии у меня дома, вместо того, чтобы делать прямые эфиры. Кроме того, послушать программу с сайта просто гораздо удобнее, чем ловить эфир впрямую в определенное время.
То, что вы делаете радио-программы, и отслушиваете большое количество музыкального материала, вам помогает это или мешает сочинять собственную музыку?
В последнее время наше шоу стало выходить реже. Изначально мы выпускали «Chillage Idiots» еженедельно, но в какой-то момент мне стало не хватать времени на собственную музыку, повседневные дела, работу и т.д. Поэтому сейчас мы делаем программу раз в два месяца. Что касается влияния радиопрограммы на то, что я сочиняю сам, то мне кажется, прослушивание большого количества музыки может быть хорошим источником вдохновения. Именно опыт прослушивания чужой музыки натолкнул меня на идею сочинять самому, поэтому музыка, которую я слышу, продолжает влиять на меня каким-то подсознательным образом, но не напрямую — типа «я прослушал кое-что из Black Dog и тому подобной музыки и сейчас попытаюсь воссоздать этот звук».
Играете ли вы лайвы? Как часто это бывает и как происходит технически? Отличается ли материал от записи?
Играю, но не часто. Главным образом потому, что здесь, в Ирландии, нет сцены для той музыки, которую я сочиняю. В принципе электронная сцена тут есть, но это в основном техно. У меня было несколько концертов в Ирландии, но народу было очень мало. Исходя из природы моей музыки и того, что на сцене я один, в сете приходится использовать предварительно записанные секции и лупы из каждого трека — играю я всё это в Ableton Live на макбуке и миди-клавиатуре. Я воспринимаю это в большей степени как сборку трека живьем из фрагментов, но иногда что-то наигрываю на клавишах, софт-синтезаторами. Тащить на концерты всё моё оборудование — дело хлопотное и по правде говоря бессмысленное, так как вместо того чтобы играть на синтезаторах, мне всё равно приходится концентрироваться на микшировании фрагментов. Живое исполнение отличается от записи, так как нередко я добавляю другие биты и меняю структуру композиции. Если я в настроении, я иногда даже играю что-то совсем импровизационное, но это для меня очень смелый шаг.
Если я все правильно понял, разница между вашими первыми записями и первым релизом составила 10 лет. Хочется узнать, все это время вы писали в стол, или посылали демо на лейблы, но не получали ответа? И полезна ли такая длинная выдержка, на ваш взгляд?
Да, мне потребовалось долгое время, чтобы издать свою музыку. Я начал сочинять в 1996-м, и мои треки были в определенной степени чем-то вроде эксперимента, потому что в этот момент я на ходу учился программировать ритмы, играть мелодии, создавать аранжировки, сводить... В 1998 я немного расширил свою домашнюю студию, и мой собственный материал потихоньку начал мне нравиться, но не настолько, чтобы отправлять демо на лейблы. Это продолжалось примерно до 2005, когда я открыл для cебя Myspace и начал заливать туда свои треки. Мне стали слать очень позитивные отклики, я завел много контактов, это придало мне уверенность, и я стал отправлять демо записи и вскоре после этого их начали издавать. Сейчас, я думаю, что я мог бы издать свой материал и раньше, но наверное, придержать его всё же имело смысл. Те, кто занимаются музыкой всего несколько месяцев, получают удовольствие от самого факта, что им удалось что-то создать, но из этого еще не следует, что эти треки стоит слать на лейблы. Если ваш собственный стиль еще не оформился, идеи слабоваты, да и запись не соответствует стандартам качества, есть вероятность, что о вашей музыке может сложится плохое первое впечатление, а, к сожалению, люди запоминают плохую музыку ничуть не хуже, чем хорошую.
Я читал информацию о вас, там было сказано, что вы вдохновлялись классическими sci-fi фильмами. Это “Чужой”, “Бегущий по лезвию”. Скажите, из современного sci-fi кинематографа вам нравится что-нибудь?
Да, это правда. Я люблю и эти фильмы, и более ранние, например «THX1138» или «Молчаливое бегство». Из сравнительно недавних sfi-fi фильмов мне тоже многое нравится — первая «Матрица», «Особое мнение», «Луна», «Начало», «Район № 9», «Петля Времени» и «Трон:Наследие». Так что вполне можно сказать, что и новые фильмы меня тоже вдохновляют.
Рассматривали ли вы вариант написания музыки к фантастическому фильму или компьютерной игре? Может, уже были предложения?
Написать музыку для кинокартины — моя мечта! Иногда люди говорят что моя музыка отлично подошла бы для старого фантастического фильма. Мне кажется, жанр научной-фантастики подходит к моей музыке более всего, но для не для экшена, а для чего-то атмосферного, созерцательного — тут я был бы в своей стихии. Хотя озвучить боевик тоже было бы неплохой задачкой. Что касается компьютерных игр, то сам я ими не очень увлекаюсь, но написать музыку для игры было бы здорово — миллионы людей играют в одну и ту же игру день за днем, так что им пришлось бы слышать мою музыку куда чаще, чем если бы это было кино.
Какой музыкальной работой, вы гордитесь больше всего?
Сложный вопрос. Мне кажется, для любой музыки, не только своей собственной, восприятие может меняться со временем, в зависимости от настроения. Наверно треки, которыми я горжусь больше всего — те, которые удивили меня, заставили меня однажды почесать голову и задуматься, как я вообще мог это сочинить? Откуда эти звуки? Честно говоря, больше всего я горжусь музыкой, которая кажется мне законченной и передает определенные эмоции.
Расскажите, пожалуйста, если вы в курсе, про лейбл txt Recordings? Как там организована работа и каким образом отбирается материал?
Txt recordings был создан в Великобритании Ли Норрисом и его испанским другом Эдди. Лейбл, главным образом, ориентирован на издание эмбиента на CD ограниченным тиражом. Мне посчастливилось выпустить на нем 2 версии «Night Works» на CD. Как там устроена работа, я, честно говоря, не знаю, так как не вовлечен непосредственно в его работу или в принятие решений. Я знаю, что Ли тщательно слушает демо, которое ему присылают — и CD, и просто треки в интернете. Сейчас на лейбле временное затишье, так что ждём от Ли каких-то объявлений.
Расскажите про совместную работу с Ли Норрисом. Как это случилось, что вас вдохновляло, как вы распределяли обязанности? И, если можно, пару слов о новом совместном альбоме, что выйдет летом 2013, что на нем ждет слушателей?
Работать с Ли просто обалденно. Я фанат его музыки еще с тех времен, когда он в середине девяностых издавался на Clear Records под именем Metamatics, поэтому я был очень рад поработать с ним над совместным проектом. Познакомились мы с ним в социальных сетях — сначала он стал следить за нашей программой «Chillage Idiots», потом узнал, что я тоже сочиняю музыку, мы много общались в интернете и выяснили, что нашли взгляды на музыку, кино и многое другое оказались во многом схожими. Мы не раз говорили что надо бы поработать вместе, в конце концов это случилось летом 2012-го, и этот проект быстро превратился в Autumn Of Communion. Мы хотели записать альбом, который бы передавал дух классического эмбиента девяностых, но с каким-то нашим собственным настроением и, может быть, с какими-то фишками уже из XXI века. Что касается разделения ролей, то Ли обычно закладывает основу трека — какие-то дроновые трекстуры, пэды, микрофонные записи окружающих шумов, ритмы, затем я добавляю туда клавишных партий, мелодий, может быть еще ударных. Дальше мы развиваем эти идеи, перекидывая друг другу трек до тех пор, пока нам наконец не кажется что трек в порядке. Финальной аранжировкой и сведением обычно занимаюсь я, но от Ли всегда есть обратная связь, если вдруг ему что-то не нравится. Правда, расхождения у нас бывают очень редко. Наш новый совместный альбом «Autumn Of Communion 2» был записан таким же методом, но это был уже скорее космический эмбиент с битами — тут есть и совсем эмбиентные треки, и довольно эмоциональные пьесы вроде «Goodbye PK», которая посвящена Питу Намлуку. Мне кажется, что тем, кому нравился первый альбом, этот тоже должен прийтись по вкусу, но здесь мы добавляем к палитре Autumn Of Communion новых красок.
Следите ли вы за мировой музыкальной сценой? Недавно Autechre выпустили альбом в стиле 90-х, прошла интереснейшая маркетинговая акция от Boards of Canada и анонсирован новый альбом, Arovane возвращается после долгого перерыва, µ-Ziq выпустил неизданные треки, что вы об этом думаете? Какие музыканты являются для вас ориентиром на сегодняшний день?
Как я уже говорил, я до сих пор покупаю много музыки, слежу за мировой сценой в целом и особенно за теми, кто повлиял на меня в в самом начале, например, Autechre. Их музыка достаточно сложна для восприятия, но последний двойной CD был вполне доступным. Новые Boards Of Canada я, конечно, куплю, но я не переживаю о том, что если не послушаю их онлайн, то не буду первым, кто услышит что-то новое. Я не понимаю, откуда у них такое количество фанатов? Есть много музыкантов, делающих музыку не хуже, а то и лучше, но вокруг них нет такой шумихи. Очень здорово, что у Arovane и μ-Ziq по-прежнему есть армия почитателей после стольких лет, это говорит о том, что их музыка не стареет, она актуальна даже сейчас, в довольно быстро развивающемся и быстро меняющемся музыкальном мире.
Когда издавался “Autumn Of Communion” вы общались с Питом Намлуком. Расскажите о нем, как с ним работалось, что он вообще был за человек?.
Пит был одним из самых простых в общении боссов лейблов, с которыми я имел дело, настоящий джентльмен. Когда я отправил ему свое первое демо, которое впоследствии стало «FAXology», он буквально разобрал каждый трек, что меня абсолютно шокировало, он же был одним из моих кумиров! Обычно лейблы затягивают процесс, хотят, чтобы ты прислал им больше треков, чтобы они сами могли выбрать материал, а выйдет альбом только месяцев через девять, а то и через год. Пит говорил: «Если вы мне присылаете мне музыку, я могу выпустить альбом за два месяца», и так оно и выходило, в том числе и в случае с «Autumn Of Communion». Хотя возможно то, что оба альбома ему сразу так понравились, было просто везением. Пит действительно оптимизировал всю работу лейбла от прослушивания демо и дизайна до производства и дистрибьюции, так как контролировал всё сам.
Как вы думаете, что теперь будет с лейблом FAX?
Для меня Fax это был Пит. Помимо его собственной музыки, те пластинки других артистов, что он издавал в серии «sub label» тоже были его детищем, у него был удивительный вкус. И лейбл уже не сможет оставаться на том же великолепном уровне без него. Осознание, что я никогда не услышу новой музыки от Питера, тяжело даётся до сих пор. Это ужасная потеря.
О чем вы мечтаете?
Ммммм, зарабатывать себе на жизнь музыкой — то, о чем я думаю каждый день. Я не мечтаю о громадном богатстве, но было бы здорово, зарабатывать столько же денег, сколько сейчас приносит моя работа с девяти до пяти, но занимаясь любимым делом, а не разрушая душу рутинной работой. А, ну еще я о мире во всём мире, мечтаю...
P.S. В подготовке этого материала выражаю благодарность моей девушке Алине и Нику Завриеву.