Ниже радаров: российская электроника девяностых
Разобравшись со «второй волной» (1) и (2), т.е. концом девяностых – началом нулевых, попробуем ответить на логичный вопрос – а что же в это время происходило в России? Ведь электроника тогда уже если не процветала, то жила вполне активной, пусть и подпольной, жизнью. Разделять начало и конец девяностых тут большого смысла нет – не столько у нас в этом десятилетии было артистов, чтобы делить их на волны и периоды. Так что попробуем просто вспомнить важные записи того времени, фиксируясь в первую очередь на чем-то менее известном (впрочем «выше» и «ниже радаров» тут тоже очень относительное – как нетрудно догадаться, всё это был андерграунд и больших звезд отечественная электроника девяностых не породила).
Авторский дисклеймер – выбор, как всегда, субъективен, это не попытка описать всё, что здесь происходило. Кроме того, я сознательно не касаюсь, условно говоря, «московской IDM-тусовки», т.к. был там уже не простым слушателем, а вполне себе действующим лицом, так что адекватного взгляда на эту историю иметь не могу.
Species Of Fishes “Songs Of A Dumb World” (1995, Korm Plastics, CD)
Московская группа «Виды рыб» одними из первых проиллюстрировала принцип «чтобы тебя узнали в России, надо сначала выпустить что-то в Европе». Утверждение отечественной электроники как предмета культурного экспорта, в свою очередь, началось во многом именно с них. Голландский лейбл Korm Plastics специализировался на экспериментальной электронике, нойзе и всяческом хитром пост-индастриале. Их альбомы распространял индустриальный гигант Slalplaat, а в каталоге мелькали Merzbow, Arcane Device и Jim O’Rourke. Сами же «Виды рыб», несмотря на индустриальный бэкграунд, звучали скорее как экспериментальное эмбиент-техно (чем-то подобным занимался, например, лейбл Nova Zembla). Абстрактные коллажи в духе The Orb чередовались с эйсидными рифами и нервным битом. Треки с “Songs Of A Dumb World” заводил на BBC даже Ричард Джеймс (Richard James), однако дальше одного альбома европейская история «Видов рыб» не пошла. А вот в России они выпустили еще несколько очень сильных альбомов, в первую очередь стоит обратить внимание на «Trip Trap» (Exotica, 1997) и на сиквел «Songs Of A Dumb World Pt. 2» (Species Of Fishes, 2000).
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
New Composers & Bob Stoute “Magnitola” (1995, Parabola Records, CD)
Программным альбомом «Новых композиторов», пожалуй, самой известной среди питерских электронных групп первой волны (т.е. игравших еще в восьмидесятые), считается скорее «Sputnik» — сборник танцевальных треков вроде знаменитого «Я хочу танцевать, я хочу двигать телом». Эмбиент-альбом «Магнитола» известен куда меньше, а зря – пластинка удалась по всем статьям. В качестве соавтора «Композиторы», которые всегда тяготели к совместным работам, на этот раз взяли себе голландца Боба Стаута. В начале девяностых Боб был известен в техно-тусовке — он стоит, например, за проектом Booming Support, чей трек «Rode Schoentjes» в 1991—1992 активно светился по рейверским компиляциям вроде “Techno Trax” или “Turn Up The Bass”. «Магнитола» это, напротив, музыка тихая и умиротворенная, эмбмиент, каким его понимали в середине девяностых. Событий здесь происходит куда больше, чем у Брайана Ино (Brian Eno) – есть и пульсирующий бас, и перкуссионные узоры, и даже легко распознаваемые мелодические линии, но все же назвать этот диск эмибент-техно язык не повернётся. Альбом вышел в 1995 в Австрии, а затем четыре года спустя был переиздан на питерском Electrus уже без упоминаний о Бобе Стауте.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Solar X “Outre X Mer” (1994, Art-Tek Records, Кассета)
Дебютный альбом крёстного отца российского IDM, открывший заодно и каталог его собственного лейбла Art-Tek, который спустя несколько лет станет основным плацдармом для российских молодых айдиэмщиков. Вскоре после выхода кассеты, некоторые треки с этого альбома попали в руки музыкантов американской техно-группы Glitch, которые держали в штате Мэриленд собственный лейбл Defective. Произошло это, естественно, не без помощи только-только появившегося интернета. Любители электроники тогда общались в мейлинг-листах, например в «Analogue Heaven», который был посвящен синтезаторам. Результатом этого знакомства стало появление американского винила «Outre X Mer EP», куда вошли 3 трека с альбома и еще одна новая вещь. С музыкальной точки зрения «Outre X Mer», как и многие записи того времени интересен тем, что написан фактически с чистого листа – никаких жанровых ориентиров или образцов для подражания тогда попросту не было, особенно в России. По словам самого Романа, о существовании «интеллигентного техно» он даже не подозревал, а первую для себя пластинку в этом жанре послушал уже по совету приятелей по мейлинг-листу (те, заметив его треки, посоветовали поискать альбом Polygon Window). Тем не менее, тут в наличии все стилистические признаки жанра – техно и электро-ритмы то и дело сбиваются и захлебываются в овердрайве, а синтезаторы при этом продолжают выводить свои сентиментальные мелодии. Последующая карьера у Романа сложилась весьма успешно – на западе его музыка выходила на Defective, Worm Interface, Hymen. Ныне Белавкин живет в Лондоне и время от времени концертирует, правда наукой занимается значительно больше, чем музыкой.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Expedition Zero “Deep Sleep” (1998/2002, Cosmos Sound Club, CD)
Если организованная IDM-сцена в России в девяностые уже вполне себе существовала, то с эмбиентом было несколько хуже. В чиллауте клуба «Акватория» всегда играли отличные артисты (одними из лучших в этом жанре были Tetris, позже сместившиеся в сторону лаунжа и даунтемпо), но форму альбомов, хотя бы самиздатных, их музыка принимала очень редко. Одним из исключений был московский проект Expedition Zero под руководством Кирилла Трепакова. EZ записывались много и хорошо – на фоне малобюджетной отечественной электроники они были абсолютными «фирмачами», их пластинки запросто вставали в один ряд с Journeyman, Sun Electric или эмбиентом с Rising High Records. Альбомы (которых у EZ целых пять) варьировались в диапазоне от эмбиента до брейбита, а самым, пожалуй, лучшим в этой серии был диск «Deep Sleep» — здесь хватает и чиллаутных красот, и танцевальных (пусть и неторопливых) ритмов. Это почти идеальная электроника девяностых, эмбиент-хаус или эмбиент-даб, слегка приравленный этникой и собранный из сэмплов как цветастая аппликация. Судьба у диска правда вышла непростой – в 1998-м его должен был издать молодой и амбициозный лейбл Cosmos Production (в тот момент, кажется, подписавший всех отечественных электронщиков, способных записать демо-трек). Композиции с «Deep Sleep» уже во всю звучали на «Станции», но в августе 1998-го грянул кризис, и едва издав пару сборников, «Космос» ушёл в астрал. Через 4 года диск все-таки выпустили, но время было уже другое и эффекта разорвавшейся бомбы «Deep Sleep» не произвёл.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
K.U. Street Spring “Soft” (1997, Exotica, CD)
Сейчас «Весну на улице Карла Юхана» все знают как группу, играющую этакий ретро-поп под шестидесятые. Но 15 лет назад их интересовали несколько другие материи. В 1997-м, когда шугейз и мэдчестер уже ушли (а в Россию так и вовсе толком не приходили), а пост-рок и морровская индитроника еще не пришли, этот гитарно-электронный гибрид был перпендикулярен не только мейнстриму, но и андерграунду. Гитары тонут в эхе и реверберации, размазанный женский вокал тоже где-то вдали, амбиентные клавишные переливы – вокруг, а спереди – тягучий бас и ударные. Не то пост-рок, не то индитроника, только ни того, ни другого еще толком не существует. Лет через пять такую пластинку вполне мог бы выпустить Morr Music (привет группе Tied & Tick»led Trio), а тогда единственными соседями «Весны» по музыкальной карте были Seefeel. Тем не менее, в России у альбома нашелся издатель – в каталоге лейбла «Экзотика» «Весна на улице Карла Юхана» соседствовала с «Видами рыб» и F.R.U.I.T.S.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Rhodesia “Unvisible War” (1997, Izhitsa Records, CD)
«Ижевская электроника» — уже вполне себе локальный бренд, но в отличие от Детройта или Чикаго, издано этой музыки не так и много. Все знают группу «Стук бамбука в 11 часов» из начала девяностых, AN2 и D-Pulse из нулевых, а также, может быть, продукцию лейбла Kama. А вот середина девяностых – терра инкогнита. Один из редких образцов ижевской электроники того времени, выпущенной на CD — альбом группы Rhodesia. Михаил Рябинин и Иван Баландин известны в первую очередь по проекту «Rя/Ба Mutantъ», в этой ипостаси они записали несколько дисков этакого «стёбного техно» для лейбла Citadel. «Родезия» была скорее интеллигентским сайд-проектом: техно-элемент здесь тоже присутствовал, но дело пахло скорее мелодичным детройтом в духе B12. Куда больше их музыка напоминала проекты Pentatonik или Salt Tank. Уже не клубная электроника девяностых, но еще и не классический IDM – слегка перегруженные ломаные ритмы, пульсирующий бас и трансовая мелодика.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Figura «Почва, хлеб, корни» (Not On Label, CDR, 1998)
Не Ижевском единым – Ростов тоже город музыкальный. Олег Гапонов и Петр Каплин «родом» из группы Зазеркалье. Эта формация, существующая чуть ли не с конца восьмидесятых, от электроники далека, но в чем-то схожа с группой Звуки Му. В конце девяностых – начале нулевых Фигура выпустила с полдюжины довольно разнородных самиздатных альбомов этакой «славянофильской электроники», из которых лучше всего в концепцию IDM вписывается диск 1998 года. С точки зрения звука «Почва, хлеб, корни» — ода популярному в то время грувбоксу Roland MC-303. Перегруженные ударные из классических ритм-машин TR-808 и TR-909, визглявые эйсидные патерны, чуточку этники, надёрганные тут и там сэмплы и хмурое настроение, которое то и дело разбавляют довольно жизнерадостные мелодии. Примечательно, что после распада группы в 2003-м музыканты с радаров не исчезли. Петр Каплин нынче записывает отменную англоязычную индитронику в составе группы Ritmika.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Fizzarum “How Nature Works” (Not On Label, 2004, CDR/WEB)
Fizzarum – вообще явление удивительное. Без всякого промоушена питерские музыканты сначала появились на лейбле City Center Offices, а в 2000-м благополучно выпустили шикарный альбом «Monochrome Plural» на Domino – там, где нынче издаются Franz Ferdinand, Arctic Monkeys, Junior Boys, а чуть раньше – Mouse On Mars и Four Tet. Отечественная пресса к их прорыву оказалась абсолютно холодна – если про Solar X хотя бы писал «ПТЮЧ», то Физзарум не досталось даже пятнадцати минут славы. Тем не менее, еще лет пять они регулярно концертировали (пару раз съездив в Европу) и даже записывали новый материал. На вопрос «как дела с новым альбомом» Дима бодро отвечал: «софт для новой пластинки уже написан, осталось теперь написать сам альбом» и даже заводил новые треки, один из которых назывался «I’m Still a Kid». Однако концерты становились всё реже, а перспективы появления новой пластинки — всё более туманными. В результате, новый альбом Fizzarum стал чем-то вроде нового альбома My Bloody Valentine. Тем не менее, диском «Monochrome Plural» текущее наследие группы не исчерпывается. Экспериментальную лайв-запись «Deep Lake» все же вряд ли можно ставит в один ряд с «Монохромом», а вот самиздатный сборник «How Nature Works» ему мало в чем уступит. По отношению к «Monochrome Plural» это скорее приквел – треки здесь собраны еще более ранние (некоторые из них появлялись на сборниках или виниловых ЕР) и это практически идеальный образчик того самого IDM девяностых, о котором мы здесь и ведем разговор.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
-
http://blacklion.livejournal.com/ Black Lion
-
http://www.arrhythmiasound.com/ Quarck
-
-
http://www.facebook.com/artyom.kiselyov.3 Artyom Kiselyov
-
http://www.arrhythmiasound.com/ Quarck
-
-
http://www.facebook.com/sergey.midimode Sergey Midimode Baranov
-
http://www.facebook.com/nickzavriev Nick Zavriev
-
Антон Рассказов
-
-
-
http://almaz.livejournal.com/ almaz
-
http://twitter.com/VlasovAnton Inoy
-
besbes
-
http://www.facebook.com/crypture Eugene Mitskevich
-
http://facebook.com/profile.php?id=100006598720325 Vladimir Manevtsov